Просмотров: 229

«Блюсти тракториста»: проблемы речных перевозок на встрече в РСПП

В эту пятницу зал «Бальный» московского «Ритц-Карлтон» был под завязку забит бизнесменами из списка Forbes и высокопоставленными чиновниками. Влиятельная публика внимала словам Владимира Путина, который традиционно сетовал на санкции, обещал улучшить деловой климат и в итоге призвал бизнес высказаться.

Самым ярким оказалось выступление миллиардера Владимира Лисина. Во время его речи зал несколько раз взрывался смехом, а за рассказанный анекдот его пожурил Путин. Впрочем, металлург не только шутил, но и делился проблемами бизнеса.


Кузнец и тракторист

«Колхоз, идет собрание. Встает председатель и говорит: «У нас проблемы — посевная на носу, а кузнец запил. Надо что-то сделать» — начал Лисин анекдот с молчаливого согласия аудитории. Предложения лечить кузнеца, лишить его квартальной премии, побить и даже изнасиловать председатель колхоза в пересказе миллиардера отверг: кузнец один и просто сбежит. Тогда один из колхозников предложил изнасиловать тракториста: «У нас их двое!» Зал рассмеялся, а президент пожурил Лисина: «Ну сказал бы доярку хотя бы!».


Как оказалось, анекдот должен был проиллюстрировать коллизию с господдержкой речного судоходства. Госсовет с участием президента поддержал развитие речного транспорта в качестве альтернативы железнодорожным перевозкам, были выделены субсидии на приобретение судов, перечислял Лисин. Речной дивизион есть и в его транспортном холдинге UCLH. По словам миллиардера, по программе было построено больше ста судов. Но с 2016 года РЖД стали вводить скидки на транспортировку нефтепродуктов. Демпинг госкомпании привел к тому, что речной флот недополучил $2млрд.

«Зачем мы инвестировали во всю эту тематику? Ну это же кузнец номер два!» — сокрушался Лисин. Президент сравнение оценил, но все-таки попросил: «Тракториста только не трогай!»

Варварские надбавки и регулирование

«ДПМ-ами вы нас замучили дальше некуда», — возмущался Владимир Лисин. ДПМ — программа по модернизации тепловых электростанций, была запущена в середине 2000-х и финансируется за счет надбавки к энерготарифу, которую платят промышленники. Ограничить рост тарифа уровнем инфляции — правильное решение, одобрил Лисин. Но из-за проектов ДПМ в атомной и возобновляемой энергетике тариф увеличится, и его рост в несколько раз превысит инфляцию, беспокоился миллиардер: «Реконструкция конечно должна быть, но уж не таким варварским способом!»

Еще одна проблема, по словам Лисина, избыточное регулирование. В пример он привел процесс строительства. При проектировании неизбежно возникают поправки в проект, напоминал он аудитории: электропроводка, освещение, коммуникации, вода, газ, оборудование. «Теперь придумали новую вещь – нужно каждый раз это переутверждать на стадии строительства, получать новое разрешение», — негодовал металлург.

В итоге время строительства увеличивается на 200 дней. По словам миллиардера, если «ровно пять лет назад» на 100 млрд рублей инвестиций приходилось около 40 млрд «за все эти регуляторные, надбавочные вещи», то сейчас — 54 млрд рублей. «Конечно, конкурентоспособность промышленности в данном случае будет падать», — признавал Лисин.

Точечные налоги

«Прямая налоговая нагрузка стабильная, обижаться нам не на что», — заверял Лисин. Правда быстро оказалось, что и здесь у бизнеса есть претензии. В качестве примера миллиардер привел налог на движимое имущество. В 2013 году он был отменен, но в 2016 году восстановлен. «И как принимать инвестиционные решения, когда мы понимаем, что ее (льготу – Forbes) можно менять каждые полтора-два года», — спрашивал Лисин.

Еще одна проблема, по мнению Лисина — ускоренный возврат НДС. Власти, по словам миллиардера, до сих пор не могут определиться, какие отрасли могут воспользоваться льготным режимом: «Второй год бегаем с бумагами из ведомства в ведомство!». Сам Лисин считает, что ускоренный возврат НДС должен быть доступен любому сектору, в том числе «сырьевикам». Вопреки обещаниям растет и неналоговая нагрузка, сетовал миллиардер.

Впрочем, от «точечных» настроек Лисин призвал переходить к «общестрановым». Сейчас обсуждается снижение налога на прибыль в Австралии и Великобритании, напомнил миллиардер. «Мы уж не требуем снижения», — быстро оговорился выступающий. Но на определенные преференции бизнес все же рассчитывает, признал Лисин: «В конце концов это инвестиционный климат».
Forbes


Комментарий ИНФОЛОМ.

Если говорить о тарифах на речные перевозки, то для лома черных металлов они существенно ниже:

ФРАХТ – СЕВЕР

Возмещение фрахта – порядка 1000 руб./тонна для собственного флота для центральных волжских областей. При цене 14700 местного завода Красный Октябрь цена Северстали доходила до 16200 FOB в сезоне 2017 года. Высокая цена достигается за счет экономии на логистике.
Экономия – до 1200 руб. на тонну в сравнении с железной дорогой.

ЖД НА СЕВЕР

  • Станция отправления – УЛЬЯНОВСК 2-ПЕРЕВАЛКА (КБШ)
  • Станция назначения – ЧЕРЕПОВЕЦ 2 (СЕВ)
  • Цена на тонну – 2200 руб., при загрузке 60 тонн

В то же время инвестировать в собственный флот не считается однозначно выгодным: в отличие от вагонов флот работает всего лишь 8 месяцев в году, а остальное время требует расходов на свое содержание. В условиях незначительной разницы в тарифе на перевозку работа речного транспорта будет нерентабельной, и он оказывается в положении кузнеца и тракториста из известного на всю страну анекдота.

0

Добавить комментарий