Черный лом: плавить нельзя экспортировать
Выбрать, где поставить точку в бесконтрольном вывозе металлолома с Дальнего Востока, предстоит правоохранителям.
ОГРАНИЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
В июле этого года вступило в силу принятое 19 мая 2018 года постановление правительства России № 584 «Об определении в Дальневосточном федеральном округе пунктов пропуска через госграницу для убытия из РФ за пределы таможенной территории ЕЭС отдельных категорий товаров». Документ ограничивает на 180 дней вывоз лома черных металлов через основные универсальные порты — Владивосток, Восточный-Находка, Ванино. Сейчас экспорт лома разрешен только через 9 портов. Это Петропавловск-Камчатский в Камчатском крае, Магадан в Магаданской области, Мыс Лазарева, Николаевск-на-Амуре, Охотск и Де-Кастри в Хабаровском крае, Москальво, Пригородное и Шахтерск на Сахалине.
Мера принята для поддержки металлургического производства на Дальнем Востоке, которое представлено единственным предприятием — заводом «Амурсталь» (бывший «Амурметалл»). В 2013 году у компании, которой на тот момент владел Внешэконобанк, начались трудности. В 2017 году банкротное предприятие выкупила группа компаний «Торэкс», сумевшая заново перезапустить основные производственные процессы. Максимальная мощность «Амурстали» — 1 млн тонн в год, и она может быть достигнута уже в 2019 году. В 2017 году завод выпустил 187 тысяч тонн продукции, с начала этого года до конца августа — более 360 тыс. тонн. В планах на 2018 год — 700 тысяч тонн продукции.
Единственным объективным ограничителем на пути наращивания объемов производства для «Амурстали» всегда являлся металлолом — сейчас это безальтернативное сырье. «Не секрет, что на Дальнем Востоке существует дефицит металлолома, и по мере выбытия металлолома, в том числе за границу, уменьшается металлофонд, — говорит гендиректор «Амурстали» Сергей Кузнецов. — Ограничительные меры в отношении экспорта — еще не панацея. Экспортеры всегда могут найти лазейки, как обходить запрет, или переждут эти шесть месяцев, накапливая запасы. Это очень большие деньги, и никто не хочет их терять».
За прошлый год на предприятие поступило 203,1 тыс. тонн лома черных металлов, говорят в «Торэксе», с января по конец августа этого года — 447,9 тыс тонн лома. На производство 1 тонны готовой продукции необходимо 1,1 тонны лома. Дальневосточное предприятие вынуждено выигрывать конкуренцию за сырье с крупнейшими металлургическими холдингами азиатских стран. И все потому, что металлолом выгоднее отправлять на экспорт, чем поставлять на внутренний рынок.
ПОЛУЛЕГАЛЬНАЯ МАРЖА
Цена закупа черного лома на Дальнем Востоке, по данным, указанным в коммерческих предложениях ООО «Русмет», составляет 17 900 рублей за одну тонну — $262 по текущему курсу. В Южной Корее готовы покупать лом за $345-348 (с учетом $12-18 долларов за перевалку в порту). Но это лишь одна из граней проблемы. Средняя цена декларирования экспортного металлолома, по данным ДВТУ (за первое полугодие 2018 г.) — $227 за тонну. Так экспортеры «экономят» миллионы рублей на вывозных пошлинах, составляющих 5% от декларируемой стоимости лома. Разумеется, при реально более высокой цене на металл за рубежом гораздо выгоднее отправлять сырье на экспорт.
Попытки повлиять на ситуацию с уходом основной массы лома через Дальний Восток на экспорт (он оценивается в 1 млн тонн ежегодно) предпринимались не раз. Аналогичные запреты на вывоз металлолома из портов Дальнего Востока вводили в 2008 и 2011 годах. Экспортеры обжаловали эти нормы. Пошли они по этому пути и сейчас. На этот раз иск в Верховный суд подало некоммерческое партнерство «Национальная саморегулируемая организация переработчиков лома и отходов черных и цветных металлов, утилизации транспортных средств». Рассмотрение дела начнется в октябре 2018 года.
«Естественно, металлурги считают, что это постановление правительства РФ было реально необходимой мерой поддержки: другими путями договориться с экспортерами оказалось просто невозможно. То, что решение правительства РФ пытаются обжаловать — история не новая. Это уже было, и мы этого ожидали. Ведь экспорт лома — это чей-то бизнес, который приносит сотни миллионов рублей ежегодно», — говорят в «Торэксе».
ОДИН ИЗ «КИТОВ» КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ
Дискуссия о том, что важнее — поддержка бизнеса металлотрейдеров и стивидоров или сохранение «Амурстали» — идет, не останавливаясь, с 2009 года. Тогда ОАО «Амурметалл» было признано банкротом, оказавшись не в состоянии выплачивать многомиллиардные долги пулу российских и иностранных банков, завод приостановил работу всех цехов.
В ситуацию вмешался Владимир Путин, тогда занимавший пост российского премьера — он поручил Внешэкономбанку выкупить завод у структур депутата Госдумы Александра Шишкина, открыть кредитную линию для выплаты процентов по банковским долгам и найти компромисс с кредиторами. ВЭБ, как мог, пытался управлять предприятием, но в 2013 году начал поиск или профессиональной управляющей компании, или нового собственника. В итоге завод перешел к группе «Торэкс», владевшей сетью заготовки лома.
Внимание к «Амурметаллу» первых лиц страны объяснимо: завод — один из «трех китов» промышленности Комсомольска-на-Амуре, представленной также авиазаводом холдинга «Сухой» и Амурским судостроительным заводом, входящим в «Объединенную судостроительную корпорацию». С «Амурметаллом» тесно связаны судьбы тысяч комсомольчан: до кризиса на заводе было более 6 тысяч сотрудников, вместе с семьями это — десятки тысяч людей. Оставить их на улице в условиях дефицита в Комсомольске-на-Амуре регулярно оплачиваемой и престижной работы означало бы социальную катастрофу. Учитывая, что город продолжает терять население, устремляющееся в поисках лучшей доли в более развитые города Дальнего Востока или на запад страны, подобный сценарий был бы недопустимым.
Второй немаловажный аспект — активное строительство на Дальнем Востоке, развернутое за последние годы. Фактически стартовав с масштабных строек объектов к саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке, процесс не теряет обороты, в том числе благодаря приходу в регион мегапроектов мирового уровня. Любым строительным объектам нужны металл, единственным поставщиком которого на территории Дальнего Востока остается «Амурсталь». В этом году должны определиться параметры строительства инфраструктурного проекта десятилетия — мостового перехода на Сахалин. Опыт с Крымским мостом показал, что для подобных объектов нужны колоссальные объемы бетона и металла. Обеспечить второе также может «Амурсталь».
По данным таможенной статистики, экспорт лома в 2017 году составил 1,036 млн тонн лома черных металлов. Всего с дальнего Востока вывезено 61,16 млн тонн грузов. По тоннажу металлолом — это всего 0,5% от суммарного грузооборота дальневосточных портов, или 1,7% от официально зарегистрированного экспорта. Общая таможенная стоимость вывезенного лома — $177,92 млн, или 0,8% от задекларированных всеми экспортерами всех товаров $22,24 млрд.
Таким образом, на одной чаше весов оказываются доли процентов от объемов дальневосточной экономики — и функционирование базового предприятия крупного промышленного города региона.
ПЕРЕГРУЗКА ПО ХИТРОЙ СХЕМЕ
Примечательно, что запрет на экспорт лома через основные порты Дальнего Востока уже действует, но по факту так и не заработал. Экспортеры используют удаленное декларирование в портах из списка разрешенных.
Например, 4 августа этого года судно Orange Link было загружено металлическими отходами во Владивостоке, 8 августа ушло на Сахалин в Пригородное, а уже 13-го — отправилось из Пригородного в Южную Корею. В Пригородном, по данным Росморпорта, отсутствует техническая возможность выгрузки сухих грузов — нет соответствующих причальных стенок, так как порт используется для экспорта СПГ. Поэтому груз не досматривался таможней, что делает весь процесс экспорта абсолютно не прозрачным.
ООО «Торэкс» уже обратилось с просьбой провести проверку такой схемы отправки лома на экспорт в управление Генпрокуратуры в Дальневосточном федеральном округе, проверку по факту ведет Сахалинская транспортная прокуратура. В «Торэксе» считают, что применяемая схема отправки лома за границу используется недобросовестными трейдерами, занявшими позицию «как угодно, но лишь бы на экспорт». «Экспортеры еще в прошлом году заявляли, что не хотят продавать лом на завод, потому что якобы боятся, что со временем цена будет понижаться. Прошло полтора года с захода нового собственника на завод — цена только продолжала расти. С 8 тысяч рублей за тонну поднялась до 16 тысяч рублей за тонну. И она ни разу не была ниже, чем предлагают в Южной Корее. Фактически экспортерам выгоднее продавать лом здесь, так как они быстрее получат за него деньги, а завод работает и по предоплате. Однако сейчас это просто принципиальная позиция — экспортировать», — говорят в «Торэксе».
Сергей Кузнецов считает, что в долгосрочной перспективе «Амурстали» нужно искать новые источники сырья вместо лома, дефицит которого только будет нарастать. Альтернативные источники — железо из руды, железо прямого восстановления или чугун, которые могут использоваться в электрических печах завода как подмес к лому. До 50% нынешнего сырья можно заменять чугуном, до 25% — окатышами. Но для применения подобных технологий потребуются долгосрочные вложения в модернизацию производства: железорудный концентрат, к примеру, придется восстанавливать, для чего производству необходим природный газ. И даже после этого совсем без лома «Амурсталь» работать все равно не сможет. «Обеспечат ли нас требуемыми объемами сырья, устроит ли нас цена, сопоставима ли будет стоимость с ценой металлолома — все это нужно считать», — говорит Сергей Кузнецов.
ИА «Восток России»