Нужна ли философия газорезчику?

Успешная компания определяется людьми, которым интересно в ней работать. Из разных соображений руководители задумываются об обучении своих сотрудников и чаще всего возникает вопрос – «чему учить то будем?». В случае требований государства для получения лицензии этот вопрос определен законодательно, а как быть, если руководитель все же думает не только о получении бумаги с печатью, но и об успехе дела?

 

В вопросе «философии для газорезчика» есть очень сильный идеологический момент, который зависит от позиции управленца, причем со своей позиции каждый по своему прав.

 

Если предположить, что наш гипотетический газорезчик  всю свою жизнь будет работать именно керосинорезом, то с точки зрения работодателя философия ему ни к чему, более того даже вредна. «Во многих знаниех — многие печали» говорит Библия, и надо сказать, что в этом утверждении не без рационального зерна. Если судьба гипотетического газорезчика будет похожа на его американского коллегу Joe six pack* то лишние знания ему и впрямь ни к чему. Более того, даже знания по специальности стоит ограничить сугубо конкретными видами работ «от сих до сих», ведь если такой работяга будет сильно много уметь, он сам освоит работу на разном оборудовании и уйдет туда, где больше платят. А если много лишнего не знает и не стремится, то например при переходе на новые сварочные автоматы, обучение на новом оборудовании будет на специальных курсах, с обязательным вычетом их стоимости из зарплаты — пока не оплатит, к конкурентам(купившим такие же автоматы и нуждающимся в персонале) точно не сбежит. Современные владельцы заводов  это очень хорошо понимают, и специально разрабатывают программы дуального обучения, делающие из будущего рабочего придаток к машине с ограниченными несистемными знаниями и массу этих рабочих специально делают неспособными работать вне экосистемы работодателя.

Рабочий «золотые руки» старых времен(особенно непьющий!), если его наказать или понизить зарплату — очень быстро найдет новую работу: в советском техникуме  учили не только марксизму, но и давали базовые знания, позволявшие доучиваться самостоятельно и повышать свою ценность.  Рабочий после современной дуальной системы знает, как загрузить программу в станок. Само управление станком осуществляется с сервера из Германии и его техобслуживание производит приезжающий специалист из Германии согласно договору.  А наш рабочий в данном примере знает, куда вставить заготовку и на какие кнопки нажимать. Такой рабочий в массе своей уже не прежний рабочий «золотые руки», навряд ли починит Форд Транзит, наладит станок «Красный Пролетарий», в лучшем случае переквалифицируется на неквалифицированные строительные работы, где мигранты занизили цены на труд. Так что рабочему после дуального образования вне экосистемы работодателя будет весьма некомфортно и он вынужден соглашаться на предложенные условия. По этой системе «рабочие руки» должны быть в странах третьего мира, «платиновые воротнички»(рабочие-эксперты) и «золотые головы»(программирующие германский сервер для станков) — в странах Первого мира. «Золотые руки» по этой системе для стран Второго и Третьего мира в большом количестве даже вредны — ибо показывают «неправильный» пример основной массе рабочей силы и снижают их управляемость простыми методами.

Это одна мировоззренческая позиция, и она имеет место быть в нашем обществе. Ее разделяют не только участники списка Forbes, но и может быть не менее 30% иных слоев общества. Им она тоже по своему удобна — напрягать мозги не надо, по минимуму работодатель их ведь обеспечивает, а принятый после смены легкий транквилизатор снимает напряжение по поводу философских вопросов бытия, которые неизбежно возникают у каждого человека. Качество работы людей с такой мотивацией при должном контроле будет приемлемым, но надо понимать, что в этом случае работа будет по принципу «могу копать, а еще могу не копать». Творческие усилия на рабочем месте будут в лучшем случае посвящены минимизации труда, а в худшем –кражам сырья и материалов, о чем многие практикующие ломовики расскажут больше нашего.

* -(«Джо шесть банок» — ироничное прозвище типичного представителя рабочего класса в США, отражает его привычку потребить упаковку пива после смены

А теперь представим себе другую позицию, а именно: что все двадцать тысяч газорезчиков являются своеобразным кадровым резервом для продвижения на сколь угодно высокую должность, от бригадира и даже до директора. В этом случае без философии не обойтись — будущему руководителю стоит иметь базовые знания о смысле жизни, недаром классической философии учат в западных бизнес-школах. Для 95% этих сварщиков обучение философии будет потерянным временем, но выборка из всей массы и выдвижение 5%(члены совета директоров Газпрома Черномырдин, Вяхирев, Бузуляк)  окупит все — выдвинувшиеся из буровиков и сварщиков газовики сумели создать третью по стоимости компанию в мире!

Среди клиентов Корпорации Исток(включая и наше руководство) есть несколько компаний, где Генеральный директор начинал с рабочей специальности.

Если каждый руководитель чувствует своей спиной дыхание конкурентов за рабочее место и осознает количество претендентов, которые после 6-месячного стажа в его должности заменяет его функционал процентов так на 80 минимум, он вынужден будет «выкладываться не по детски». Как результат — такая страна и фирма будет бешено расти, чему пример история МАИР.

Но это принципиально другая идеологическая позиция — позиция роста и навязывания своей идеологии как экосистемы и принципов жизни. В рамках этой позиции важно расти самому и заставлять расти других, чтобы они несли новые принципы жизни в мир. Это открывает жуткую творческую энергию и двигает прогресс. Одним из первых известных нам практиков такого подхода был османский султан Орхан. В начале правления Орхана османы занимали площадь меньше, чем у иного сельского района РФ.  Но султан стал отбирать мальчиков и учить их разным наукам, в том числе и философии. Большая часть этих мальчиков попадала затем в янычары. Казалось бы, зачем будущему янычару грамота, исламская философия, французский язык, когда его дело — махать ятаганом и стрелять из лука? Если рассматривать его как обычную пехоту, которая по уставам того времени разбегалась от рыцарской конницы без ущерба для чести, то незачем. А если рассматривать каждого, как потенциального кандидата в губернаторы новой провинции или на смену проворовавшемуся губернатору  старой — то смысл в обучении есть. Каждый янычар мог достичь сколь угодно высокого поста, и даже стать зятем султана. Правда в те годы к палачу мог отправиться и зять и сын султана, с прочими же не церемонились и вовсе.

Обученные и мотивированные похожим образом янычары-металлурги(джебедайя) придумали и отлили полевые пушки(их тогда ни у кого не было) и многоствольные картечницы(!), которые позволили султанскому войску разгромить египетских мамлюков и на три столетия завоевать Египет. Османская империя была единственным государством мира, способным вести победоносные войны на два фронта против коалиции государств, как азиатских, так и европейских. Одной из причин управленческого могущества государства был мощный кадровый резерв с разным набором талантов: например за несколько лет до Прутского похода Петра великим визирем Османской империи сделали русского по национальности! Результатом стало лучшее понимание управленческим корпусом психологии русских и последующий разгром армии, выигравшей перед тем битву под Полтавой. Когда требования к янычарам ослабли, и их перестали учить по правилам и традициям султана Орхана – «рыцарская мотивация по Коллонтай» офицеров и генералов  Миниха, Румянцева и Суворова показала силу дрессированной армии крепостных над  утратившими свою силу османами. Как говорил по похожему поводу Буденный «Да, конечно, держава была специальная, даже вовсе необыкновенная, ну а теперь, по-моему, окончательно впала в негодяйство!»

Эта идеологическая позиция в неявной форме тоже есть у нашего общества. И она нравится тоже очень многим — от правительственных чиновников до таксистов. Есть и придерживающиеся ее бизнесмены и менеджеры. Их количество тоже можно оценить порядка 30%. И основной конфликт в обществе будет не между красными и белыми, не между мигрантами и коренными, не между представителями разных религиозных конфессий, а между Стабильностью и Развитием.

В позиции Стабильности «многие знания — многие печали». Чем меньше будет людей с широким кругозором, тем для Стабильности лучше. С этой точки зрения общество по прежнему «загнивает в болоте», но есть много тех, кого это устраивает и является комфортным. Даже в горящем кинотеатре нашлись те, кто предпочли остаться на месте, но не рисковать, пробежав к выходу через дым и пламя.

В позиции Развития все общество и даже мигранты представляет гигантский кадровый резерв, чтобы из всей массы отобрать лучших, которые станут примером движения вверх для всех. Не менее, чем один из таких людей дошел до дверей горящего кинотеатра и вывел зрителей через запасной выход. В момент гибели Титаника всего один радиолюбитель смог поддерживать связь на пределе возможностей тогдашней аппаратуры, позднее он стал руководителем одной из крупнейших радиосетей США.

«Движение и развитие в природе, обществе и мышлении обусловлено раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и разрешением возникающих противоречий между ними через борьбу»(Ф. Энгельс).

Эта борьба будет в разных формах: от дискуссий в Телеграм, до аппаратных игр и военных действий на разных территориях. Информационно-аналитическое обеспечение станет в ней фактором победы!

Loading

0