«Российская газета»: Металлурги юга России рискуют остаться без сырья

Некоторые металлургические компании юга заявили о возможной приостановке работы во втором полугодии. Причина — острый дефицит черного лома. После резкого падения цен на металлопрокат (и, соответственно, закупочных цен на сырье) и из-за девальвации рубля поставщики лома переориентировались с российских производителей на экспорт. Особенно от изменений рыночной конъюнктуры пострадали предприятия, находящиеся в непосредственной близости от южнороссийских морских портов, — заводы Краснодарского края и Ростовской области.

Кроме того, по словам участников рынка, сегодня в экспорте превалируют «серые схемы»: якобы стоимость лома, который идет на экспорт, по документам иногда оказывается даже ниже, чем предлагают российские заводы. Но ведь тогда его выгоднее было бы продавать внутри страны! Эксперты говорят, что разница между «бумажной» и реальной стоимостью экспортного сырья проводится по специальным офшорным счетам и нигде не декларируется.

Из-за этого, например, значительно сократил объемы производства Ростовский электрометаллургический завод.

— Если предприятие остановится, без средств к существованию останутся более тысячи человек трудоспособного возраста. Вместе с семьями это около четырех тысяч человек, — отмечал ранее председатель трудового коллектива завода Виктор Рацавенков. — А ведь здесь бывшие шахтерские территории, найти другую работу крайне сложно.

Проблема в той или иной степени актуальна для всех металлургических заводов страны. Бизнес старается диверсифицировать риски.

Например, в прошлом году Трубная металлургическая компания (ТМК) купила крупное ломозаготовительное предприятие. Как сообщили в пресс-службе, это поможет снизить зависимость от рыночной неопределенности. Но такие покупки далеко не всем компаниям по карману. Кроме того, на юге России, всегда в какой-то мере ориентированном на экспорт, иная структура рынка. Покупка собственных заготовительных предприятий здесь не практиковалась и раньше по экономическим причинам.

В то время как компании стараются продолжать работу, отгрузки на экспорт не прекращаются. По данным Южного таможенного управления, ежегодно из страны вывозится лома на десятки и сотни миллионов долларов. В основном его везут кораблями в Турцию, откуда он вновь возвращается в Россию в виде готовых изделий. Например, при строительстве международного аэропорта под Ростовом использовалась именно привозная турецкая арматура, а не та, которая производится в 100 километрах отсюда.

Ситуация может пойти по украинскому сценарию, отмечают некоторые аналитики, где предприятия металлургической отрасли второй год подряд испытывают дефицит лома и экономическое состояние ухудшается с каждым месяцем. По данным объединения Металлургпром, в апреле украинские металлурги недополучили 34 тысячи тонн лома, или 12 процентов от потребности. Удовлетворить ее полностью не смогли только лишь в связи с экспортом, уверяют в отраслевом союзе.

Пока украинские металлурги ищут выход из сложившийся ситуации, в России уже сделали определенные шаги для поддержки своей отрасли.

В прошлом году лом черных металлов был признан товаром, существенно важным для внутреннего рынка. В отношении таких товаров в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запрет на экспорт. Но пока это только техническая возможность, а не принятое решение. В России далеко не все участники рынка хотят введения моратория. По мнению экспортеров лома, запрет или высокая заградительная пошлина на вывоз приведет к снижению закупочных цен на товар, а также ударит по их репутации перед зарубежными партнерами.

Сторонники ограничения на вывоз из страны сырья парируют: негативный эффект для российской промышленности не будет значительным. Например, внутреннее потребление лома в целом в России в 2014 году составило около 26,5 миллиона тонн, тогда как на экспорт было поставлено всего 4,2 миллиона тонн. Основные закупщики — Турция и страны Евросоюза, деловые отношения с которыми и без того многие называют не иначе, как торговыми войнами. России выгоднее поставлять на мировой рынок не сырье, а готовый продукт с высокой добавленной стоимостью. Кроме того, металлом еще необходимо обеспечить крупные российские инфраструктурные проекты. Например, стадионы в Ростове, Волгограде и на Кубани к ЧМ-2018 по футболу.

В середине июня за ограничение на вывоз черного лома из России высказался сопредседатель регионального штаба ОНФ в Ростовской области Михаил Попов.

— Очевидно, что падение курса национальной валюты подстегнуло желание предпринимателей экспортировать лом в страны ближнего зарубежья, в частности в Турцию. Однако из-за этого не должна останавливаться работа российских заводов. Учитывая торговые санкции в отношении Турции, становится возможным обратить их во благо российского производства, — отметил он.

По мнению металлургов, активный экспорт обусловлен «серыми» схемами и уходом от налогов. Они заявляют о том, что за месяц в Турцию продается сырье на общую сумму более миллиарда рублей. Рынок должен быть конкурентным, но отечественный производитель нуждается в приоритете. Должны быть созданы условия, чтобы стратегическое сырье, о котором говорят металлурги, оставалось в воспроизводственном цикле российской экономики.

По словам Попова, этот вопрос может быть рассмотрен на очередном заседании профильной рабочей группы ОНФ.

Стоит отметить, что несколько лет назад в похожей ситуации Россия вводила мораторий на экспорт зерна. Летом 2010 года в стране была аномальная жара и засуха, урожай зерновых едва достиг 66 миллионов тонн. Чтобы исключить спекулятивный рост цен на продовольствие и обеспечить потребности животноводов, ввели зерновое эмбарго.

— Правительству необходимы инструменты регулирования. Их следует использовать в качестве ювелирной подстройки рынка, и тогда применяются пошлины. А если есть угроза неконтролируемого вывоза стратегических ресурсов, то включается механизм моратория, — говорит редактор Южного аграрного агентства Станислав Смагин. — Главная цель таких мер — сохранить макроэкономическую стабильность. Чтобы не пострадали другие сопредельные отрасли, другие участники рынка, а также, самое важное, рядовые граждане, то есть потребители товаров и услуг.

Тем временем

Объемы перевалки черных металлов через порт Новороссийска продолжают расти. В январе-мае 2016 года через Новороссийский морской торговый порт вывезли 5,531 миллиона тонн товаров данной группы. Темп роста перевалки увеличился до 11,5 процента в годовом соотношении (9,4 процента — по итогам января-апреля текущего года, говорится в сообщении пресс-службы компании.

На этом фоне объем экспорта цветных металлов сократился на 9,2 процента в годовом исчислении, до 451 тысячи тонн. А объемы перевалки железорудного сырья выросли на 76,3 процента, до 1,201 миллиона тонн.
Российская газета

Loading

0