«У нас на районе первая „бэха“ появилась у того, кто возил металл на Россию»…

Об этом с легкой завистью рассказывал один знакомый из могилевского приграничья. В Гомельской области Беларуси этот незаконный бизнес развит не хуже: не проходит и недели, чтобы в милицейских сводках не засветилась очередная тонна черного. Пока одни борются с вывозом дефицитного ресурса за рубеж, другие просчитывают риски, связанные с незаконной деятельностью. Изменится ли ситуация в ближайшем будущем, выясняла корреспондент «Гомельскай праўды».

ЖЕЛЕЗНЫЕ ПРАВИЛА

В Беларуси сбор лома черных и цветных металлов строго регламентирован, так как в нашей стране они не добываются. Заниматься заготовкой металлолома имеют право только предприятия «Белвтормета» и организации «Белкоопсоюза». Они оборудованы всем необходимым для учета и безопасного временного хранения лома на своих территориях в соответствии с санитарными требованиями.

Промышленный лом, который образуется в процессе работы предприятий, сдают в пункты приема «Белвтормета» сами предприятия. Везут на собственном авто (со всеми соответствующими документами на груз) или на транспорте принимающего пункта. А вот обычным гражданам собирать, хранить, а тем более перевозить собранный металлолом запрещено. Сдавать в пункты заготовки можно только бытовой лом — ненужные металлические предметы, которые периодически появляются в наших домах.

Конечным пунктом в жизни отслуживших металлических предметов становится Белорусский металлургический завод. Однако многие тонны делают большой крюк, прежде чем попасть в пункт назначения.

НЕЗАКОННЫЙ БИЗНЕС ПРОЦВЕТАЕТ 

Как рассказал заместитель начальника управления по борьбе с экономическими преступлениями криминальной милиции УВД облисполкома Сергей Аксёнчиков, в 2017 году в Гомельской области изъято из нелегального оборота более 1120 тонн лома черных и цветных металлов без соответствующих документов на сумму свыше 220 тысяч рублей. Лом без документов выявляли на территориях предприятий, у нечистых на руку заготовителей райпо, на личных подворьях граждан и их родственников, иногда даже в прицепах автомобилей во дворах домов. Но чаще всего — на дорогах области.

В январе этого года сотрудники ОВД Добрушского райисполкома остановили в Ветковском районе автомобиль, в котором без сопроводительных документов перевозилось 12,6 тонны лома цветных металлов — меди, латуни, алюминия. Случай уникален, так как собрать 12 тонн цветного металла не так-то просто. В денежном эквиваленте это почти 20 тысяч белорусских рублей. Чаще попадаются тонны черного. В конце января в Добрушском районе сотрудники местного ОВД остановили авто с прицепом, в котором обнаружили 25 тонн лома чермета. Документов, подтверждающих законность перевозки груза, у водителя не оказалось.

Куда везут белорусский металлолом? В российские пункты сбора. 

— Ажиотаж вокруг лома вызывают отсутствие как таковой границы с Российской Федерацией и разница цен на него в Беларуси и России. Особый контингент людей пользуется этой разницей. При этом наносит экономический вред своему государству, — подчеркнул Сергей Аксёнчиков.

К слову, о ценах. Сейчас в заготовительных пунктах Беларуси за тонну бытового металлолома дают от 240 до 290 рублей. Погуглив немного, получаем, что в ближайшем пункте приема металлолома по другую сторону границы за ту же тонну можно получить все 460 рублей в переводе на белорусские деньги.

ЛИЦО «МЕТАЛЛИСТА» 

Алкоголики, лица без определенного места жительства, ворье, теневые заготовители, осведомители… Как рассказали в УВД облисполкома, незаконно собирают металл, как правило, безработные или имеющие минимальный официальный заработок трудоспособные мужчины. Одни собирают по мелочи, другие перекупают и крупными партиями вывозят из Беларуси. Причем люди второй категории мнят себя бизнесменами, а многие граждане с низким социальным статусом ищут, чем бы поживиться. Многие из них не останавливаются и перед частной собственностью. Нередки случаи, когда из дачных домов выносили максимум металлических предметов — вплоть до проводов электрочайника. Здесь, как говорят, работает принцип «Грамм, грамм — килограмм».

По каждому выявленному факту перевозки или хранения металлолома проводится тщательная проверка. Во все РОВД области направляется ориентировка с фото лома, ведь никто не даст гарантий, что металлолом не был украден. Вопиющие кражи были зарегистрированы в 2016 — 2017 годах на автодороге Гомель — Минск. Тогда наглые воры увезли несколько чугунных крышек от люков и ливневые решетки. Естественное предположение, что преступники планируют сдать их на металлолом, оправдалось. Сотрудники УВД облисполкома установили две преступные группы, которые совершали эти кражи. Причем участники первой группы сдавали краденый металл незаконному заготовителю в Гомельском районе — участнику второй.

Правоохранители отмечают, что незаконной предпринимательской деятельностью, связанной с металлоломом, граждане занимаются вовсе не от недоедания. Это относительно легкий вид заработка, к которому добропорядочный человек не станет стремиться, учитывая неприятности, связанные с наказанием за правонарушение.

Loading

0