Просмотров: 34

Власти Ханты-Мансийского района забыли убрать тысячи тонн металлолома с берегов Оби и Иртыша

Разработчики госпрограммы не оценили поручение Путина.

Активисты выехали на проверку береговой линии Оби

Кураторы экологической безопасности ХМАО забыли о поручении президента. К такому выводу пришли участники очередного рейда по основным акваториям Югры – Оби и Иртышу. Результаты инспекции не только поставили под сомнение успех кампании по очистке береговой линии, но и впервые дали основания для прогнозов о провале поручений главы государства. Брошенные баржи, понтоны, судовые механизмы, двигатели и даже 100-метровый танкер – со всем этим экспедиторы столкнулись, пройдя по Оби всего 30 километров. Примечательно, что среди очагов скопления техногенного мусора вновь оказались участки, об очистке которых ранее уже отчитывались власти Ханты-Мансийского района. Между тем сегодня наравне с экологами о критической ситуации стали говорить и эксперты по сохранению водных биологических ресурсов. Представители отрасли заявляют об изменении экологического равновесия в рыбохозяйственном водоеме, что может привести к исчезновению или снижению численности водных гидробионтов. Обострить ситуацию, по мнению аналитиков, может и принятие новой государственной программы по экологической безопасности. По оценкам собеседников издания, новый документ далек от исполнения указа президента, по крайней мере, в части очистки береговой линии главной водной артерии ХМАО и ЯНАО.

Представители общественности ХМАО зафиксировали новые очаги скопления отходов от неиспользованных барж и теплоходов, а также заявили о провальном исполнении муниципальных контрактов, согласно которым металлолом с берегов Оби и Иртыша в Ханты-Мансийском районе должны были вывезти еще в 2017 году.

Нефтеналивное судно КАМА ОИ13916 обнаружено на берегу Иртыша

На этот раз предметом интереса ОНФ стала прибрежная линия поселков Кирпичный, Луговской, Белогорье и Троицы. Все они находятся в зоне ответственности властей Ханты-Мансийского района.

«Мы прошли вдоль береговой линии почти 30 км и периодически натыкались на брошенные баржи, понтоны и их остатки, судовые механизмы, проволоку. Оказалось, что берег Оби полон металлолома. Так, вблизи Ханты-Мансийска на правом берегу Иртыша мы обнаружили 70-метровый танкер. Наверное, это самое большое судно за все наши рейды по Обь-Иртышскому бассейну. При этом местное население утверждает, что это нефтеналивное судно никогда не использовалось по назначению. Как он здесь оказался, можно только догадываться. Не менее интересно, кому он принадлежит и основания его нахождения на этом участке. Пока данные по этому вопросу разнятся», – рассказывает участник инспекции, член регионального штаба ОНФ Евгений Печерица.

Между тем факт отрицательного воздействия гниющих останков судов на экосистему и воспроизводство рыбных ресурсов природоохранной прокуратурой фиксировался еще в 2012 году. Ведомство потребовало от Нижнеобского бассейнового управления по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов экспертное заключение, каким образом длительное нахождение останков судов и их механизмов в водных объектах влияет на экологическое равновесие в рыбохозяйственном водоеме.

Тогда Сергей Сенников, будучи начальником филиала по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства по ХМАО-Югре ФГУ «Нижнеобьрыбвод», заявил, что заброшенные суда являются одним из источников загрязнения водных артерий.

«При нахождении корпусов судов в воде происходит окисление металла, образуется соединение железа, что отрицательно влияет на гидрохимический состав воды рыбохозяйственных водоемов и водных гидробионтов. При этом корпуса занимают определенную площадь пойменных участков, на которых рыба не может нереститься и нагуливаться, что наносит определенный ущерб рыбному хозяйству, снижая рыбопроводность водоема», – дает заключение прокуратуре эксперт.

Впрочем, и сегодня Сергей Сенников не изменил свою точку зрения. Занимая пост начальника Ханты-Мансийского отделения научного института рыбного хозяйства «Госрыбцентр», он говорит об изменении экологического равновесия в рыбохозяйственном водоеме при длительном нахождении останков судов, что может привести к исчезновению или снижению численности водных гидробионтов.

В то же время участники рейда указывают, что в список проинспектированных территорий попали, в том числе, и те, которые были определены к отчистке в муниципальном контракте Ханты-Мансийского района. По словам активистов, как минимум на трех участках, где якобы проводились работы подрядчиком райадминистрации, так и остался промышленный мусор. В частности, речь идет об останках 500-тонной баржи-площадки ТЛП и понтона в районе поселка Кирпичный (1159 км реки Обь), двух барж и понтона, замытых на урезе воды в районе поселка Луговской (1145 км, устье протоки Ендырская) и останки баржи-площадки на 1000 тонн и несамоходного судна на 1143 км левого берега Оби (поселок Луговской).

«В отчете подрядчика администрации Ханты-Мансийского района ИП Устарханова А.Р. указано, что на данных территориях в 2017 году произведена очистка. Однако, как показали результаты рейда, указанные объекты по-прежнему находятся либо на береговой линии, либо частично затоплены», – констатируют участники экспедиции.

Примечательно, что по последней точке – 1143,5 км левого берега Оби – по каким-то причинам в решение суда от 2013 года, обязывающее райадминистрацию ликвидировать останки судов, не попал затопляемый понтон. Дело в том, что в акте масштабной проверки, которая прошла с участием Росприроднадзора и ФГУ «Нижнеобьрыбвод» еще в 2012 году, данный объект был указан. Сегодня наблюдатели сходятся во мнении, что природоохранная прокуратура не вписала понтон в иск из-за отсутствия координат, которые должны были указать участники проверки.

Металлолом вблизи поселка Кирпичный 

Тема очистки береговой линии от судоходного металлолома актуальна не только для Ханты-Мансийского района. Не менее плачевно складывается ситуация и в Кондинском районе. Местные жители говорят ОНФ о более чем десятке брошенных суден на берегах водных объектов муниципалитета, расположенного в западной части автономного округа. По словам собеседников издания, как правило, все бывшие водные транспортные средства уже распилены местным населением: представляющее ценность сдано в металлолом, остальное осталось гнить на береговой линии. При этом активисты района отмечают, что местные власти стараются не поднимать актуальный для Конды вопрос, несмотря на грозящие экологические риски.

Все же стоит отметить, что работа по очистке береговой линии в регионе проводится. Еще 8 лет назад на учете речников стояло свыше 200 брошенных барж и останков судов в акваториях. Сегодня, как указывают участники рейда, металлолома стало гораздо меньше.

«Однако и это не такие уж маленькие объемы. По предварительным подсчетам, как минимум 1/4 от количества 2010 года остается еще неубранной. Надо понимать, что мы проехали всего 30 км и столкнулись с таким количеством гниющего железа. А если учесть, что длина Оби на территории округа составляет 1218 км, то ответственным лицам предстоит достаточно большой объем работы», – констатируют представители Народного фронта.

Представители экологического сообщества отмечают, что регулярное появление темы заброшенных речных судов в информационной повестке связано с недоработкой как местных властей, так и контрольно-надзорных органов.

«Все мы помним историю, когда в том же Ханты-Мансийском районе власти отчитались перед природоохранной прокуратурой о выполнении требования суда, надзорное ведомство в свою очередь рапортовало вышестоящему руководству. Каково же было удивление всех участников процесса, когда спустя несколько месяцев после якобы проведенной очистки береговой линии на обозначенных судом точках вновь появились те же самые объекты. Кроме того, результаты последнего рейда ОНФ показали, что муниципальный контракт так и не выполнен в полном объеме. При этом надо понимать, что из районного бюджета на эти мероприятия ушло около 10 млн рублей», – озвучивают ситуацию наблюдатели.

К слову, после инспекции активистов Народного фронта на проблемные территории выезжала комиссия управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре. Однако, согласно актам ведомства (копия документа имеется в распоряжении редакции), в ходе проверки исполнения судебных решений об очистке береговой линии от Ханты-Мансийска до границы Ханты-Мансийского района останки судов и отходов в береговой полосе не были обнаружены. Такое разночтение данных эксперты объясняют запоздалой проверкой контрольного ведомства.

«Когда Росприроднадзор вышел с проверкой, а это произошло спустя месяц после рейда ОНФ, уровень воды значительно поднялся. В результате обнаруженные общественниками объекты ушли под воду. Тогда представители ведомства заявляли, что проведут повторную инспекцию осенью, однако пока этого не сделали», – рассказывают собеседники издания.

Так или иначе, сегодня региональный штаб ОНФ уже направил обращение в ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» с просьбой принять необходимые меры по очистке береговой линии. Аналогичный документ уйдет и в адрес прокуратуры ХМАО.

Останки баржи-площадки вблизи поселка Луговской забыли указать в решении суда

Впрочем, по прогнозам экспертов, проблема замусоренных берегов в регионе для Югры может стать одним из нерешенных пунктов указов президента. Как указывают аналитик, новая госпрограмма автономного округа по экологической безопасности не содержит соответствующих мероприятий.

«Анализ предложений общественности в новую госпрограмму показал, что в округе экологических проблем, кроме как создания системы раздельного накопления запрещенных к захоронению отходов,  мусоросортировочных линий при полигонах и воспроизводства осетра, нет. При этом ответственные за данную сферу чиновники везде транслируют, что документ подготовлен в рамках указа президента. По всей видимости, они забыли, что одним из указов главы государства была и очистка прибрежной зоны Оби от техногенного мусора. Данное поручение не выполняется и сегодня в полном объеме, однако на сайте Природнадзора Югры в свое время появилась информация о том, что служба каждый год будет чистить по 200 км. Каким образом Сергей Пикунов (глава Природнадзора Югра. – Прим. ред.) намерен выполнять данное обещание, остается только догадываться», – резюмирует представитель профессионального сообщества.
Правда УрФО

0

Добавить комментарий