Новое назначение Сергея Иванова: какие направления деятельности могут быть у спецпредставителя президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта?
Недавняя отставка Сергея Иванова с поста руководителя Администрации РФ и назначение на оригинально звучащую должность «спецпредставителя президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта» породила в отдельных интернет-СМИ иронично звучащие фразы «спецпредставитель по кошечкам».
На самом деле, любая должность во многом определяется тем, кто ее занимает. Одного известного политика в начале 20-х годов решили «сослать в секретари». Пока остальные «вожди» рассуждали о мировой революции, этот политик и его сотрудники целыми днями возились с карточками, которые они завели на тысячи «перспективных партийцев». Недалекие острословы называли его «товарищ Картотеков». Только в 1922 году они произвели более 10 тысяч назначений в партийном и государственном аппарате. Эти выдвиженцы обеспечили ему прочную поддержку на партийных съездах и конференциях всех уровней.
Если вернуться к теме экологии, то здесь также есть повод для «зеленой революции». На этот счет уже имеется опыт турецких политиков. В стремлении войти в Евросоюз турецкое правительство стало принимать жесткое экологическое законодательство, но владельцев металлургических заводов, тесно повязанных с прежней политической верхушкой никто не трогал, формула Франко «друзьям все, остальным закон» работает и на Востоке. Как только сторонники Эрдогана стали приходить к власти на муниципальных выборах, они немедленно «включали Гринпис» и на любой дым из трубы приезжала инспекция и начинала штрафовать по максимуму. Штрафы поступали в муниципальный бюджет, которым распоряжались сторонники Эрдогана, а вот платили их его противники. Помимо оздоровления окружающей среды этот маневр способствовал увеличению сторонников Эрдогана до такой степени, что когда встал вопрос «или-или» они в массовом количестве пошли на вооруженных солдат и танки с голыми руками. Отдавать свои посты, бизнес и влияние «старой верхушке» они не хотели. Грандиозная чистка (уволено более 80 тыс. человек) дала огромные карьерные перспективы новым людям.
Есть перспективы работы в отношении экологии и в нашей стране. Например, возле каждого металлургического завода есть отвалы, штрафы за которые де-факто не берутся. В то же время, если передать переработку отвала на аутсорсинг, все экологи региона пожалуют к новому владельцу с претензиями за все годы. И это касается любой отрасли – от нефтянки и металлургии до собственно переработки лома. Если правильно использовать экологическую компоненту, то она может быть серьезным инструментом управления – от формирования бюджетов регионов за счет экологических штрафов «по турецкому образцу» до передела крупной собственности путем экологических расследований и последовательно жесткого применения существующего законодательства. Имеющиеся в настоящее время структуры повязаны формальными и неформальными практиками действия и обязательствами и для такой работы не годятся. А новая структура – сможет.
Например, если обратить внимание на норму содержания железа в воде, вредящую водоплавающей птице (см. статью «Он хочет жить в чистой воде»), то введение и контроль за соблюдением новых экологических норм потенциально принесет в бюджеты регионов от 2,4 до 4,8 млрд. руб. в год в зависимости от методики подсчета и практики правоприменения. Эта мера позволит защитить не только уток, но и российскую промышленность. Плавающие ставки экосборов при разработке отвалов также могут стать одной из тем для работы новой структуры.
Система торгово-промышленной палаты (ТПП РФ) может стать опорой новой структуры в отношении информационно-аналитической поддержки и выявления «проблемных зон». Взаимодействие ТПП РФ с новой структурой может существенно повысить ее влияние в решении экологических проблем страны.