Лидеры металлургии из рейтинга крупнейших компаний России — 2016
В текущем году металлургам не приходится рассчитывать на значительный рост экспорта – рубль укрепляется, а ряд стран-импортеров ввели заградительные пошлины.
Казалось бы, 2015 год благоволил к попавшим в рейтинг Forbes металлургам. Все без исключения компании этого сектора нарастили свою рублевую выручку по сравнению с 2014 годом. Суммарно по сравнению с 2014 годом она выросла на 19% и составила почти 5 трлн руб. или около 6% ВВП. Рост на фоне снижения цен и спроса металлургам обеспечил падающий рубль.
«Отрасль на 46% является экспортно ориентированной и генерирует почти 10% всех валютных поступлений от внешнеэкономической деятельности нашей страны», — говорил министр промышленности Денис Мантуров на совещании по развитию отрасли в конце марта.
Но в первом же приближении становится понятно, что отрасль находится в кризисе. Показательны результаты Evraz 8 Романа Абрамовича 13 и Александра Абрамова 24, который стал лидером рейтинга среди металлургов. В долларах выручка компании упала на 32,9% до $8,8 млрд, а EBITDA — на 38,9% до $1,4 млрд, следует из МСФО за 2015 год. Причина — падение спроса и цен на основную продукцию (сталь, рельсы и уголь), объяснял Evraz в отчетности. В итоге соотношение чистый долг/EBITDA выросло до 3,7, а убыток составил $719 млн.
На втором месте отраслевого рейтинга оказался UC Rusal 9 Олега Дерипаски 41. Хотя рублевая выручка алюминиевого холдинга увеличилась почти в полтора раза, показатель в долларах, как следует из отчетности по МСФО, уменьшился. Правда, не так драматично, как у Evraz — всего на 7,2% до $8,7 млрд. Виноваты цены на алюминий и глинозем, которые сократились по сравнению с 2014 годом на 9,8% и 8,2% соответственно. При этом компании удалось на 16% снизить себестоимость алюминиевой продукции (в основном благодаря снижению курса рубля и украинской гривны). Это позволило UC Rusal получить $558 млн чистой прибыли и впервые с 2008 года выплатить $243 млн промежуточных дивидендов ($0,016 на акцию).
Тройку лидеров замыкает «Норильский никель» 11. В числе акционеров все те же Дерипаска, Абрамович и Абрамов, а также Владимир Потанин 4 с пакетом в 30%. В 2015 году компания показала «рекордную по отрасли дивидендную доходность» ($18 на акцию), а рентабельность EBITDA выросла с 48% до 50%, став лучшей в отрасли, хвалился «Норникель» в сообщении к МСФО. Тем не менее, «слабая динамика сырьевых рынков» отразилась и на рекордсмене: долларовая выручка сократилась на 28% до $8,5 млрд, а чистая прибыль — на 14% до $1,7 млрд.
Примечательно, что в тройке лидеров оказались две компании из сектора цветной металлургии (UC Rusal и «Норникель»). Компании этого сектора уступают «черным» металлургам по количеству представителей в рейтинге (7 против 12), но обгоняют по темпам роста совокупной выручки: 30% против 14%. Самый высокий показатель у Polyus Gold 50 – 55,2%. Компания, которая принадлежит сыну миллиардера Сулеймана Керимова 45 Саиду, в 2015 году была признана самым эффективным золотодобытчиком в мире. Рентабельность Polyus Gold по EBITDA достигла 58%, в то время как у ближайших конкурентов она составляет чуть более 40%, сообщала компания. Достичь рекорда помогли девальвация рубля и оптимизация производства.
Повышать эффективность приходится и остальным металлургам. В том числе сокращать рабочую неделю, штат и даже останавливать производства. На конец 2015 года в компаниях рейтинга работало более 740 тысяч человек. Непопулярные меры часто приводят к конфликтам с местными властями. Например, в конце августа губернатор Кемеровской области Аман Тулеев раскритиковал сокращения на шахте «Распадская» (входит в Evraz, всего 84,5 тысячи работников).
В 2016 году металлургам не приходится рассчитывать на значительный рост экспорта – рубль укрепляется, а ряд стран-импортеров ввели заградительные пошлины. Остается снижать долговую нагрузку и надеяться на рост внутреннего рынка. Пока надежды не оправдываются. В первом полугодии 2016 года металлургическое производство сократилось по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 1,7%, сообщало Минэкономразвития. Основной негативный фактор – падение спроса со стороны строительного сектора и автопрома.
Forbes