Как ЕС будет взимать углеродный сбор – принципы и ставки

14 июля Европейский Союз (ЕС) разъяснит порядок действия трансграничного углеродного корректирующего механизма (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM) — упрощенно говоря, углеродного сбора, который будут уплачивать поставщики сырья и промышленной продукции из стран, не входящих в состав ЕС.

Документы, проясняющие механизмы углеродного налогообложения, будут представлены Еврокомиссией в ближайшую среду. Однако издание Euractiv уже опубликовало их черновой вариант, позволяющий сделать первые выводы о том, как, возможно, будет взиматься углеродный сбор.

Механизм CBAM пока что не затронет ключевые статьи российского сырьевого экспорта — нефть, газ, уголь, нефтехимию и нефтепродукты. Его действие будет распространено лишь на производителей стали, алюминия, удобрений, электроэнергии и цемента. Правда, Еврокомиссия оставила за собой право расширить этот список в дальнейшем.

«Постепенно все отрасли производства и все промышленные предприятия будут вовлечены в процессы декарбонизации», — полагает Анатолий Золотухин, руководитель Института арктических нефтегазовых технологий РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, член Международного комитета премии «Глобальная энергия»: по его мнению, «важно будет соблюсти принцип справедливости, при котором углеродный сбор будет пропорционален энергоемкости производства».

Фактически являясь продолжением Европейской системы торговли углеродными единицами (EU ETS), механизм CBAM не будет распространен на те страны, которые являются ее участниками, но не входят в состав ЕС — Исландию, Лихтенштейн, Норвегию и Швейцарию. Открытым остается статус Великобритании: учитывая выход из состава ЕС, пока не ясно, будет ли ее собственная система торговли углеродными единицами интегрирована с EU ETS.

«Механизм CBAM призван не только стимулировать страны-производителей модифицировать производство путем снижения углеродоемкости своей продукции, но и не допустить потери конкурентоспособности европейских производителей из-за широкомасштабного климатического регулирования в ЕС и его отсутствия за рубежом», — констатирует Золотухин.

В ЕС будет создан регулятор, который станет сертифицировать поставщиков «углеродоемкой» продукции: ежегодно к 31 мая производители будут предоставлять ему данные об объеме поставок стали, алюминия, удобрений, электроэнергии и цемента в ЕС за предшествующий год и количестве сопряженных с этим выбросов CO2.

На каждую тонну выбросов CO2 компания-поставщик должна будет приобрести сертификат CBAM, стоимость которого будет привязана к цене углерода на бирже EU ETS — с июля 2020 года по июль 2021-го она выросла вдвое, c $28 до $57 за тонну.

Компаниям, которые будут предоставлять недостоверные данные по выбросам CO2, будет грозить штраф, пропорциональный трехкратной закупке необходимого количества сертификатов.

Черновая конфигурация CBAM не предполагает каких-либо льгот для развивающихся стран — это грозит для них потерей конкурентоспособности, заключает Золотухин.

В 2019 году, по подсчетам лондонского Центра европейских реформ, на долю России приходилось чуть более $8 млрд европейского импорта стали, алюминия, удобрений, цемента и электроэнергии, тогда как на долю Турции — чуть более $5 млрд, а на долю Китая — менее $4 млрд.

Loading

0