Перспективы развития рынка первичного алюминия: 2022 — 2023
В связи с ростом цены на газ в ЕС, себестоимость производства на ключевых глиноземных заводах «Русала» (глинозем – алюминиевый полуфабрикат) выросла до $800/т при текущей цене на глинозем в $430/т.
Вдобавок фактическая национализация украинского Николаевского глиноземного завода и высокая себестоимость на глиноземном комбинате «Аугиниш» в Ирландии, лишают «Русал» 5-6 млн т собственного глинозема, т. е. 1,3-1,4 млн т алюминия.
Мировая экономика уже на грани кризиса из-за ограничений поставок сырья и товарооборота с Россией. Это способно негативно повлиять на потребление алюминия в мире. Если базовый прогноз роста потребления в 2022 г. был на уровне 3-4%, то сейчас показатели снизились до 1%. В следующем 2023 году может произойти снижение потребления.
Отказ транспортных компаний доставлять грузы в ЕС привел к тому, что «Русал» столкнулся с перебоями экспорта готового алюминия и импорта сырья. На долю ЕС приходилось более 45% всех продаж «Русала», переориентировать их сейчас невозможно.
При цене на алюминий на Лондонской бирже более $4 тыс/т цена на китайский алюминий в среднем на $500-600 меньше. Такой разрыв в цене делает экспорт из Китая сверхвыгодным. Плюс, в этом году в Китае будет произведено еще порядка 2-2,5 млн т. Как следствие, китайский «демпинг» негативно повлияет на цену алюминия от «Русала». При текущих ценах мировые производители алюминия получают в среднем $1500-2000/т, что делает привлекательным прирост мощностей. При сохранении текущей ценовой конъюнктуры уже в ближайшее время может появиться более 5-6 млн т новых мощностей, в основном в ЮВА, вне Китая. Затоваривание рынка становится очевидным.