Поддержку металлургам окажет внутренний спрос
Металлурги создают новый баланс спроса-предложения на рынках сбыта. На фоне санкций и снижения экспортных возможностей ожидается, что основную поддержку металлургам в 2023 году окажут новые регионы и стройка, то есть внутренний спрос. Несмотря на стимулирование спроса, рост потребления металлопродукции ожидается с 2024 года, пишет «Коммерсантъ».
Рост-2024
Загрузка мощностей российских металлургов составляет 90–95%, заявил 13 апреля замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов: «Ситуация приемлемая. У металлургов было проседание в прошлом году, где-то по весне — в начале лета. Но это уже в прошлом. Сейчас у нас даже лом вырос в цене на 46%, потому что на него огромный спрос и потому что все наши предприятия черной металлургии загружены заказами и активно работают». По словам замминистра, основную поддержку спросу оказывают новые регионы, стройка и экспорт, в том числе со стороны пострадавшей от землетрясения Турции, что обеспечило предприятиям черной металлургии дополнительные заказы.
Спад металлопотребления на рынке, по оценкам «Северстали», за 2022 год составил 3% год к году, до 43,2 млн тонн, снижение спроса в строительном сегменте — 4%, до 33,1 млн тонн. Главным трендом стало сокращение потребления на фоне отсутствия крупных проектов промышленной и коммерческой недвижимости (ТЦ и офисы), а также слабых мер поддержки кредитования в условиях экономической неопределенности. Сдержанная покупательная активность населения в сегменте массового жилищного строительства и трудности с финансированием у девелоперов также оказали негативное влияние на рынок строительного металлопроката.
Наиболее серьезно кризис ударил по потреблению в машиностроении. Он снизился на 18%, до 4,2 млн тонн, что было обусловлено дефицитом комплектующих и разрывом цепочек поставок, остановкой части производственных мощностей и уходом зарубежных производителей оборудования с рынка РФ.
С другой стороны, плановое финансирование инфраструктурных проектов и продолжающийся спрос в сегменте индивидуального жилищного строительства поддержали спрос.
Основным драйвером на рынке металлопроката в 2022 году стала энергетическая отрасль. В энергетическом секторе рост потребления составил 28%, до 5,9 млн тонн, и был связан с реализацией крупнейшей за последние пять лет инвестиционной программы ПАО «Газпром». Сегмент добычи и обустройства месторождений также показал рост на фоне низкой активности 2020–2021 годов.
В 2023 году ожидается незначительное снижение внутреннего спроса на сталь, говорится в декабрьском обзоре SberCIB «Стратегия 2023. Меньше неизвестных». Однако уже в 2024 году аналитики прогнозируют рост на фоне масштабных инфраструктурных и энергетических проектов. Прогнозы потребления по базовому сценарию стратегии развития металлургической отрасли предполагают увеличение с 2022 года до 2030 года выпуска металлопродукции с 39 млн до 58 млн тонн.
Видимые тренды
Металлурги под давлением внешних факторов вынуждены менять стратегию поведения. Директор по развитию бизнеса и консалтинговой практики Metals & Mining Intelligence Илья Коломеец говорит о нескольких видимых трендах в российской металлургии.
Компании оптимизируют и производственные активы, чтобы получить денежный поток для развития других проектов в рамках основного бизнеса.
На внутреннем рынке меняется структура продаж, очевиден тренд на расширение крупными металлургами своего присутствия в товаропроводящих сетях за счет развития собственных торговых домов и конкурирующих с независимым трейдингом дистрибуторских структур.
Например, торговый дом ММК в текущем году планирует открыть 2 новых подразделения, а в 2025 году увеличить их число до 42. В прошлом году торговый дом открыл три новых обособленных подразделения: в Оренбурге, Кургане и Астрахани, а также четыре розничных склада: в Магнитогорске, Уфе, Сибае и Москве. Компания планирует открыть еще 14 новых складов.
«Северсталь», ранее ориентированная на экспорт, также в тренде. «Расширение складской сети и ассортимента продукции, уникальные финансовые инструменты от банков-партнеров, обновленный интернет-магазин, логистические сервисы и услуги по переработке позволили «Северсталь Дистрибуции» не только удержать свою долю рынка, но и прирасти в домашних регионах по итогам в 2022 года до 9%»,— рассказывал директор «Северсталь Дистрибуции» Виктор Романовский в феврале. В этом направлении происходят и сделки: в конце марта торговая компания «Новосталь-М» завершила сделку по приобретению металлотрейдера «Ариэль Металл».
НЛМК готовит сделку по продаже арматурных и сортовых активов. По мнению Ильи Коломейца, такая сделка может быть частью общей стратегии НЛМК, фокусирующейся на продуктах с высокой добавленной стоимостью и рынках HVA (high value added — сталь с высокой добавленной стоимостью).
Кроме того, металлурги развивают новые бизнес-модели на внутреннем рынке в части развития спроса на металлопрокат. «Северсталь» и Evraz реализуют проекты, направленные на стимулирование увеличения использования стали в строительстве, предлагая не только поставки металлопроката, но и проектирование объектов на металлокаркасе.
В Evraz рассказали, что занимаются расширением предложений металлопроката в строительстве с 2015 года. Компания разработала решения для строительства многоуровневых автомобильных парковок, физкультурно-оздоровительных комплексов, школ, детских садов, логистических центров, промышленных и коммерческих зданий. В компании сообщили, что благодаря партнерству с компанией-застройщиком «Ферро-Строй» успешно апробировали их в рыночных условиях: «В результате, используя наши решения и нашу балку, «Ферро-Строй» стал номером один по строительству паркингов в Москве и вошел в число лидеров в России в целом».