РУСАЛ опережает мировых конкурентов по экологичности выпускаемого алюминия

Мировая металлургическая отрасль все большее внимание уделяет сокращению выбросов парниковых газов. Производители металлов находятся под давлением со стороны потребителей, отдающих предпочтение чистой продукции с низким углеродным следом. А уже в близкой перспективе компании столкнутся еще и с трансграничным углеродным налогом ЕС. Российские металлурги не отстают от зарубежных в поиске и внедрении лучших технологий, пишет Независимая газета. В отечественной алюминиевой отрасли использование инертных анодов в сочетании с возобновляемой гидроэнергетикой дает не имеющие аналогов в мире результаты сокращения углеродного следа.

Произведенный таким образом алюминий под брендом ALLOW INERTA, выпускаемый РУСАЛом на Красноярском алюминиевом заводе (КрАЗ), прошел независимую верификацию показателей выбросов парниковых газов компании TÜV AUSTRIA Standards & Compliance. Согласно подсчетам, удельные выбросы составляют 0,01 т эквивалента CO2 на тонну металла с учетом прямых и косвенных энергетических выбросов (области охвата 1 и 2).

Это в десятки раз меньше, чем среднемировые показатели углеродного следа в алюминиевой отрасли. Таких результатов удалось достичь благодаря сочетанию двух факторов. РУСАЛ использует в производстве алюминия чистую электроэнергию, выработанную на гидроэлектростанциях – это уже позволяет значительно сократить углеродный след: так, для бренда ALLOW он составляет 2,4 т СО2-эквивалента на тонну металла при среднемировых показателях по отрасли 12,3 т.

Еще один удар по углеродному следу нанесла революционная технология – использование электролизеров с инертными анодами вместо классических карбоновых. Благодаря этому в процессе производства выделяется не диоксид углерода, а кислород – один электролизер с этой технологией производит столько же кислорода, как 70 га леса. Таким способом можно получить чистейший алюминий. РУСАЛ выпустил опытную партию такого металла в 2021 году.

РУСАЛ стал первой компанией в мире, применившей инертный анод. Технология является ключевой в стратегии углеродной нейтральности компании. Сейчас РУСАЛ лидирует в развитии производства зеленого алюминия и работает над дальнейшим внедрением технологии. КрАЗ уже выпустил на опытно-промышленном участке несколько тысяч тонн алюминия под маркой ALLOW INERTA, который был поставлен потребителям.

Внедрение новых зеленых технологий, в том числе полностью безуглеродных, – набирающая силу тенденция во всей мировой металлургии. Это связано с растущими требованиями крупнейших потребителей металла – предприятий автопрома, строительной отрасли, машиностроения и т.д. – к экологичности продукции. Уровень углеродного следа алюминия становится обязательным требованием при заключении сделки или выходе на тендер. Причем все чаще клиенты предпочитают металл с показателями выбросов менее 4 т CO2-эквивалента на тонну, что в несколько раз ниже среднемировых показателей.

Такая ситуация не оставляет производителям выбора и требует от них больших инвестиций в новые технологии и производства, хотя в некоторых случаях позволяет заработать тем компаниям, которые имеют конкурентное преимущество и могут поставлять своим клиентам премиальный металл с низким углеродным следом. При этом давление на металлургов увеличивается, и в недалеком будущем требования к углеродному следу выйдут уже на уровень Евросоюза. С 1 октября 2023 года ЕС начинает переходный период введения трансграничного углеродного налога, размер которого будет зависеть от уровня парниковых выбросов при производстве ввозимого товара и от цены на СО2 в Европе. Запустить его в полном объеме планируется с 2026 года. Металлы как продукцию с традиционно немалым углеродным следом – в первую очередь из-за энергоемкости производства – эта мера затронет в первую очередь.

Западные аналитики прогнозируют, что мировой рынок алюминия с низким углеродным следом в долларовом выражении вырастет с 81,89 млрд долл. в 2022 году до 119,97 млрд долл. к 2031 году, прибавляя в среднем 4,3% ежегодно. В McKinsey ожидают, что спрос на зеленый алюминий увеличится более чем в два раза – с 26 млн тонн в 2021 году до 62 млн тонн к 2030 году. По словам партнера McKinsey Анны Мур, выход за рамки уровня менее 4 т CO2-эквивалента на тонну алюминия – рубеж, требующий значительных инвестиций в такие технологии, как инертные аноды. Она уверена в спросе на марки алюминия со сверхнизким углеродным следом (к нему относятся значения менее 0,5 т CO2-эквивалента на тонну алюминия) – притом что такие бренды, по оценке эксперта, будут обладать значительными премиями к цене.

Изначально потребительский спрос на алюминий с низким углеродным следом исходил от автомобильного сектора. Примеров таких сделок множество: так, BMW закупал металл, произведенный с использованием солнечной энергии, у Emirates Global Aluminium, Volkswagen Audi – алюминий, выпущенный по технологии ELYSIS компаний Alcoa и Rio Tinto. По некоторым оценкам, 20% выбросов автопрома приходится на поставщиков металлов, поэтому их интерес к экологичности продукции понятен. Кроме того, спрос растет из-за увеличения количества электромобилей, изготовленных из легких материалов, таких как алюминий. При этом использование зеленого металла становится все более распространенным не только в транспорте, но и в строительстве, электротехнике, упаковочных решениях, отмечают эксперты.

«Мы видим, что зеленый сдвиг наступил. Клиенты нацелены уменьшить свой углеродный след, и это дает нам возможность получить надбавку за наше стремление вывести углерод из наших процессов», – отмечает генеральный директор норвежской металлургической компании Norsk Hydro Хильде Мерете Аасхейм. В компании отмечают, что спрос на продукцию с низким содержанием углерода исходит от таких «продвинутых» клиентов, как производители автомобилей Porsche и Mercedes. Затраты Norsk Hydro на то, чтобы сделать свою продукцию более устойчивой, исчислялись миллиардами долларов в прошлом году. А Rio Tinto, Alcoa и правительство Канады инвестировали 228 млн долл. в новую технологию безуглеродного алюминия ELYSIS.

В этом году мировые алюминиевые компании намерены нарастить производство металла с низким углеродным следом на 10%. Эксперты и бизнес оптимистично настроены по вопросу дальнейшего роста, хотя признают, что увеличение предложения зеленого металла может сказаться на его цене – большие премии в некоторых сегментах уйдут в прошлое. Российские алюминщики, как видно, даже опережают общемировые тренды и им есть что предложить заинтересованным потребителям. Так что уникальный зеленый алюминий РУСАЛа точно найдет своих покупателей.

Loading

0