Где будет сосредоточен глобальный спрос на лом?

Продолжающиеся в странах СНГ процессы деиндустриализации привели к некоторому росту экспорта лома и снижению потребления ломов отечественной металлургической промышленностью. Уже несколько заводов Юга России закрыты в силу тяжелой финансовой ситуации, некоторые даже новые производства стоят на грани рентабельности.

Многие надеются на рост экспорта лома, но где будут точки глобального спроса?

Посмотрим на развитие мировой металлургии за 10 лет, с 2006 по 2016 год.

Карта 1. Производство стали в 2006 году.


Карта 2. Производство стали в 2016 году

Исключая китайский фактор, в 2006 году расклад сил был таким:

  • Азия и Океания
  • Евросоюз
  • Северная Америка
  • СНГ

Что изменилось в 2016?

  • Азия и Океания (+ 60,8)
  • Евросоюз (- 45,4)
  • Северная Америка (- 20,8)
  • СНГ (- 17,5)

Спрос вырос в Азии, упал в ЕС, США и СНГ. За счет чего он растет? Основной прирост показала Индия – с 49,5 млн тонн в 2006 до 89 млн. тонн в 2015. Большая часть этой стали произведена в электропечах(~ 51 млн. тонн) и только 38,2 млн. тонн на интегрированных заводах. Одной из проблем Индии является место – найти достаточно свободную площадку с хорошей транспортной доступностью очень сложно, именно поэтому в Индии преобладают мини-заводы. Например, только в индийском штате Карнатик количество мини-заводов примерно как ломоперерабатывающих площадок в УрФО.

Аналогично и в других странах Азии – в силу дефицита площадей рядом с портами и проблемами с дешевым транспортом и энергетикой в других местах типичный азиатский завод – это комплект электростанция + ДСП+ перекатный цех, производительностью до 1,5 млн. долл. США в год. Как результат – растет импорт лома:

  • Бангладеш с 253 тыс. тонн в 2006 до 946 тыс. тонн в 2015
  • Индия с 3,2 млн. тонн в 2006 году до 6,7 в2015 г.
  • Пакистан с 354 тыс. тонн в 2006 до 2,1 млн. тонн в 2015
  • Вьетнам с 750 тыс. тонн в 2006 до 2,4 млн. тонн в 2015

Что может быть интересно российским металлургам и ломопереработчикам? Последние, увы, чужие на этом празднике жизни – при цене доставки лома в контейнере из Нью-Йорка в Мумбаи примерно 12-15 долл. за тонну конкурентоспособность российского лома отсутствует как класс. Лом цветного металла имеет большие шансы – например, медный лом из Турции экспортируется в Индию, но в России сейчас одни из самых высоких цен на лом меди в мире, и экспорт лома цветмета не интересен.

А вот металлургам есть за что побороться – рост импорта лома часто сопутствует спросу на полуфабрикаты – сляб и заготовку. Мы уже писали об отгрузках заготовки НЛМК-Калуга в Бангладеш(!), да и турецкие металлурги надеются в этом году возобновить поставки заготовки в Азию из-за ухода с этих рынков дешевой китайской заготовки.

Отслеживание объемов потребления полуфабрикатов мелкими азиатскими заводами водным транспортом по технологии Корпорации Исток и ее зарубежных партнеров даст возможность понимания локальных дефицитов сырья и полуфабрикатов, и предлагать лучшие условия в отношении приобретения металла, производимого на заводах наших заказчиков. В условиях жесткой конкуренции выиграет тот, кто первым обзаведется надежным информационным оружием и встроит оперативную информацию об отгрузках водным транспортом в бизнес-процессы своей компании.

Loading

1