Индонезия к 2025 году может обеспечить 65% мировых поставок никеля
Однако запрет на экспорт необработанной никелевой руды из Индонезии грозит вернуться бумерангом, несмотря на бум электромобилей, возобновляемых источников энергии и аккумуляторов для EV, пишет Overclockers.
По оценкам международной исследовательской группы по никелю (International Nickel Study Group, INSG), доля Индонезии в производстве никеля только за один 2022 год увеличилась с 49 до 55 процентов. В первом квартале этого года металлургические заводы Индонезии произвели на 41 процент никеля больше, чем за тот же период годом ранее, при общемировом росте в 20 процентов. Однако запрет на экспорт необработанного никеля из Индонезии может привести к негативным последствиям.
По оценкам экспертов австралийской финансовой компании Macquarie Group, Джакарта к 2025 году может довести свой экспорт никеля до 65 процентов от мирового объема, по сравнению с 30 процентами в 2020 году. Однако с учетом того, что такое количество ценного металла находится за пределами Лондонской и Шанхайской бирж, Индонезия грозит «перевернуть» мировой рынок никеля.
Согласно статистике, в 2022 году на долю индонезийских рудников приходилась почти половина мирового производства никеля. С 2020 года экспорт необработанной никелевой руды запрещен, так как Джакарта пытается занять лидирующие позиции в глобальных цепочках создания стоимости в секторе возобновляемых источников энергии.
Индонезия является членом «Большой двадцатки», развивающейся демократической страной. Она обладает огромным потенциалом внутреннего рынка как по производству стали, так и по выпуску электрических автомобилей (EV).
Однако, несмотря на очевидную ключевую роль никеля в достижении нулевого потребления энергии, Индонезия может очутиться в ситуации, до жути похожей на положение Саудовской Аравии с ее огромными запасами нефти. Она располагает богатыми ресурсами, ценность которых будет снижаться по мере бурного роста электромобильной промышленности. Проблема заключается в том, чтобы научиться ориентироваться на двух ландшафтах — геополитическом и «химическом».
В условиях стремительно эволюционирующей геополитической обстановки Индонезия пытается занять более достойное место в цепочках поставок аккумуляторных батарей для электромобилей. Это подразумевает не просто добычу и обогащение руды, но и сборку аккумуляторов в условиях, когда основные импортеры АКБ, в частности Соединенные Штаты и страны Европейского союза (ЕС), переносят производство аккумуляторов на периферию.
Для сравнения: в США эти шаги включают привлекательные налоговые льготы, предусмотренные Законом о снижении инфляции (Inflation Reduction Act, сокр. IRA). В Европе это государственные кредиты по программе InvestEU (Европейский фонд стратегических инвестиций), инициативы независимых государств-членов и антисубсидиарные расследования в отношении импорта электромобилей из Китая.
Цель этих расследований — не допустить наплыва на европейский рынок дешевых импортируемых автомобилей из Китая, которые получают никель из Индонезии. В обоих случаях зависимость Индонезии от китайских автопроизводителей и финансирования в никелевом секторе создает уязвимость для ее амбиций в области производства EV.
Вторая проблема носит более фундаментальный характер. Запасы никеля и промышленные амбиции Индонезии рискуют стать менее ценным активом из-за изменений в «химии» аккумуляторов, а также в сочетании материалов и технологий, используемых в самих батареях.
Никель является ключевым компонентом никель-марганец-кобальтовых (НМК) батарей, которые в настоящее время доминируют на рынке благодаря своим характеристикам по дальности и удельной мощности. Однако такое лидерство может оказаться недолгим. Основным индикатором, всего, что касается электромобилей, является компания Tesla. В 2021 году «детище Илона Маска» перешло на литий-железо-фосфатные (LFP) батареи, и к первому кварталу 2022 года почти половина серийных моделей компании работало именно на них.
В августе этого года генеральный директор Tesla Илон Маск заявил, что компания переведет большинство своих автомобилей начального уровня — Model 3 и Model Y — а также седельные тягачи малой дальности на использование LFP-аккумуляторов. В качестве регионального центра компания Tesla выбрала не «никелевого гиганта», а соседнюю Малайзию.