Заводы идут на рекорд… конкурентоспособности на мировом рынке?

Карта сравнительной конкурентоспособности российских заводов на международном рынке на середину сентября 2024 года дает обильную пищу для размышлений, особенно в сравнении с ситуацией за месяц до того:

Разница цен на лом между российскими и турецкими заводами достигла целых 129 долл. США! Можно было бы порадоваться за это обстоятельство, но все не так радужно – такая цена есть только за качественный американский лом, его аналог покупают наши заводы сейчас по 25000 руб. (275 долл. США) с доставкой, оценка качества – «как протертое спиртом по кусочно». То есть сравнение с аналогами дает таки обычные 95 долл. США – что даже меньше, чем месяцем ранее, на 20 августа разница цен составила 103 долл. США.

Если будем пересчитывать по ломам обычного качества, которые мы уже более 10 лет именуем для турецкого рынка как «румынский микс», то его цена с доставкой составит 358 долл. США, что дает разницу 117 долл. США.

Иными словами, по качественным ломам есть даже некоторый спад конкурентоспособности, тогда как по «шняге» — даже рост! И если турецкие предприятия с их немалой ценой электроэнергии предпочитают качественный лом, то после последнего визита на один из металлургических заводов автор статьи оного «в куче» не наблюдал.

Есть заводы, которые берут и такой лом – но дешево (с доставкой во 2 декаде сентября от 18500 и до 23500 – по договоренности) и, порой, в долг. Но, тем не менее, квадратом за рубеж – торгуют! То есть запас конкурентоспособности по экспортному паритету примерно в 117 долларов позволяет работать не в убыток.

Какая ситуация была месяц назад?

Что поменялось?

1. Повысилась конкурентоспособность заводов России за счет снижения цен на лом.

2. Появились интересные цифры по экспорту: на 20 августа разница цен Спб-Рига составили 66 долл. США на площадках в порту, а на 16 сентября – уже 96 долл. США! В Калининграде на 20 августа разница цен с Ригой составила те же 66 долл. США, а на 16 сентября разница составила 86 долл. США, то есть ниже, чем в Санкт-Петербурге! Вообще говоря, ситуация, когда цены в Спб, откуда можно везти лом по всей стране ниже, чем в Калининграде, откуда можно везти только на экспорт по квотам, заслуживает отдельного исследования. В прошлый раз за приводимую нами раскладку по маржинальности экспорта в чате ИНФОЛОМ статью подвергли отчасти справедливой критике, но мы по-прежнему считаем, что экспорт лома – дело весьма выгодное. Нас пытаются убедить в том, что даже некоторые крупные трейдеры не выбирают квоты, но цифры упрямо говорят, что экспортировать лом выгодно! В Риге за месяц цена на площадке, как видите, выросла с 260 до 278 долл. США, при том что в крупнейшем ломовом хабе ЕС – в Нидерландах она не поменялась. Это говорит о дефиците лома в Прибалтике, тогда как контракты из этого региона на Турцию таки есть. Отсюда идет вывод о ценности микса российского лома с прибалтийским, и остается вопрос в том, кто оную выгоду получает: российские экспортеры лома, или же их «партнеры» из стран НАТО? В целом по калининградскому транзиту вопросов нет – в силу географии любым партнерствам по экспорту нет альтернатив, тогда как «кормление» прибалтийский трейдеров ломом из Санкт-Петербурга оные вопросы вызывает.

3. Дефицит качественного лома приводит к тому, что цены на лом, вообще говоря, падают, а на качественный лом из США падает количество сделок – но не цены. В турецкие порты идет европейский, британский, и..много румынского и болгарского лома, по сниженным в сравнении с американским ломом ценам – 358 против 370.

В целом, при сохранении дефицита качественного тяжелого лома на мировом и отечественном рынке есть шанс остановить падение цен на уровне 21500 при сохранении возможностей рентабельного экспорта квадратной заготовки. Не менее позитивным является экспортный паритет по чугуну – при цене в порту условно в 33 руб. за тонну, заменить его ломом за 24 за тонну с доставкой представляется неплохой сделкой, тогда как замена чугуна ломом получается дороговатой.

Loading

0