Цифровой и технологический суверенитет применительно к рынку лома
Некоторое время назад мы выпустили статью о месте ломоперерабатывающей отрасли и переходу ее снова в подотрасль черной металлургии, как было во времена СССР, обосновав историей развития и текущим состоянием логику предстоящих перемен.
Ключевым фактором стала маржинальность — на чем она формировалась ранее и от чего зависит сейчас?
В том числе в поддержку нашей позиции говорит статья Алексея Чадаева о технологическом суверенитете, цитируем:
«У нас наша недифференцированная налоговая система, становым хребтом которой является т.н. НДС, убивает кормовую базу для всех компаний промежуточного передела. То есть при прочих равных выгоднее инвестировать в компанию, которая производит изделия для потребительского рынка, чем в компанию, которая производит какой-нибудь «промежуточный» материал, из которого потом после 2-3 переделов получаются те же самые готовые изделия.
Поэтому у нас выгодно просто из земли добывать совсем что-нибудь сырое, (первый передел) или более-менее выгодно сделать готовые изделия из привозных комплектующих (как, например, в случае с дронами). А всё, что в серёдке – всё это у нас менее рентабельное, а поскольку налогами облагается так же, то инвестиции туда вообще не идут, и производства эти прозябают. И мы все продукты промежуточных переделов для наших финальных изделий – импортируем. Именно с этим и связана наша «импортозависимость», а равно и тщетность многолетних усилий по «импортозамещению».»
Полностью статья доступна по ссылке
Если применить поступлаты статьи к рынку лома, то мы видим, что процветали либо компании, «поднимавшие лом с земли», либо производители например тонаров или ломовозов из западных или китайских комплектующих. А уже производство скажем гидроцилиндров для прессов попадает в ту самую ловушку «промежуточного передела».
То же самое касается и производства качественного лома, например ШРОТ.
Снова цитируем Чадаева:
«И далее выясняется, что одни компании будут с большей рентабельностью, а другие с меньшей. У первой производить выгоднее, поэтому компаний с конечным переделом у нас много, с первым переделом (добыча сырья) сколько-то и они все крупные (сырьевые экспортёры), а с промежуточным переделом компаний совсем мало и они еле живы.
Один из известных способов решения этой проблемы – это логика вертикально интегрированных компаний. Это когда ты пытаешься создать холдинг, который держит внутри себя всю цепочку переделов, начиная от добычи сырья и заканчивая производством готовых продуктов. Но на этом теряется очень много всего, потому что в экономике есть эффект масштаба.
Если твой рынок сбыта на промежуточном переделе ограничен твоим же холдингом — ты заведомо в проигрыше по сравнению с теми, кто делает промежуточный передел как commodity и поставляет его на глобальный рынок, пользуясь эффектом масштаба.»
Все так и есть — владельцы шредеров в массе своей как раз металлургические компании, и у многих из них оные шредеры работают с недозагрузкой как раз по описанной выше причине.
На прошлой неделе Корпорация Исток демонстрировала собравшимся акционерам металлургических компаний и представителям органов государственной власти переход к цифровому суверенитету «по Чадаеву». Показывались данные, предоставляемые западной и российской компанией, и российские — более полные за счет автоматизированной системы обработки, и снова цитата: «Если бы ставили задачу не «сделать, как у них», а сделать так, чтобы работало – тут бы с самого начала делали по- другому, но в итоге получилось бы, не исключено, лучше, быстрее, дешевле. Но главное – так, как надо нам.»
Переход подотрасли переработки лома и черной металлургии в описанное выше состояние и станет предметом работы в следующие 5 лет.