Новогодний ЗВЕР
С Новым годом и Рождеством!
Всем здравствуйте.
Закончился «удлиненный» 2024 год. Эта опция с дополнительным (читай – бонусным) днем всегда напрягает. И, как показал 2024 год – не зря.
У каждого, несомненно, свои значимые события году, но давайте все же посмотрим на рынок лома в 2024 году.
Без преувеличения можно сказать о том, что 2024 год был одним из самых сложных, если не сказать «худших» за всю историю моих наблюдений за рынком лома. Думаю, многие с этим согласятся. 2024 год стал годом антирекордов и «обрушений» на рынке лома. Такой низкой потребности со стороны металлургов не было от слова – никогда! В общем за год объем поставки лома на все заводы едва-едва дотягивает до 17 млн тонн (без учета поставки на БМЗ). Сказать, что это – меньше, чем в прошлые года – ничего не сказать. Это просто какое-то «обрушение» спроса на лом. Ломосбор в «длинном» году составит 19,5 млн тонн (потребление внутри РФ + поставки на БМЗ + экспорт (1,25 млн тонн)). Импортом с территории Казахстана можно пренебречь, так как с марта месяца импорт из Казахстана фактически равен нулю, а те 100 тысяч, которые были поставлены за все время можно считать погрешностью вычислений. Пожалуй, снижение спроса со стороны металлургов, профицит на рынке лома – вот самое важное событие в 2024 году. Все остальное – следствие. Затяжное снижение цен, неплатежи, убытки, банкротства ломовиков, передел рынков по регионам и глобализация поставок – это уже потом, это – следствия… В начале было снижение потребления лома.
Пройдемся по итогам декабря
В декабре получили снижение цен. Прогноз — мимо. Причины просты – Магнитка опять что-то не то покурила. Это — во-первых. Во-вторых, заводы ПромСорта сильно переоценили свои потребности. Магнитка сначала повысила цены (с 04 декабря), потом что-то «покурила» и решила вернуть обратно цены (с 08 декабря), а потом еще провела два снижения на 1000 и 500 рублей по разным регионам. И понеслось! При этом, те заводы, которые успели повыситься вслед за Магниткой просто аннулировали свои повышения, а затем провели снижение цен. Но, по итогам декабря, Магнитка свой план выполнила и даже перевыполнила. Это к вопросу о необходимости повышения цен в декабре… Заводы ПромСорта, в середине месяца поняли, что столько лома им не нужно и «добрый трейдер» начал активно отбиваться от лома в адрес Калуги и Урала. При этом Урал весь месяц прожил в режиме конвенций. Как только заканчивалась очередная конвенция, поставщики сдавали все вагоны, которые накопились за время запрета, и на следующий день получали новую конвенцию. Если не ошибаюсь таких конвенций было три или четыре за месяц. В общем Урал в декабре стал таким «виртуальным» направлением. Вроде бы и цены есть и вагоны есть, а отгрузить не получается. СТЗ и ПНТЗ также отметились запретами отгрузки в последней декаде. Но, полагаю, это следствие первых двух причин (Магнитки и ПромСорта). У меня одного вопрос – зачем повышались в ноябре? Чтобы побольше было поводов снизиться ниже уровня ноября? В итоге в декабре все заводы привезли ровно тоже самое что в ноябре. 1,4 млн тонн в декабре. Планы выполнили и перевыполнили, несмотря на конвенции и неплатежи со стороны покупателей. Снижение цен по итогам декабря оцениваю в 1500 – 1700 рублей. С одной стороны – это много, с другой – при таких качелях по потреблению мы еще легко отделались… Если посмотреть декабрь 2024 и сравнить с декабрем 2023 года, то события – под копирку! Те же отмены повышения цен, конвенции, уровни снижения цен, стоп – цены по некоторым потребителям, неплатежи (только названия заводов нужно менять). Даже объемы поставки примерно одни и те же (1,42 млн в декабре 2023 года и 1,39 млн тонн в декабре 2024 года). Дежавю какое-то.
На рынке готового проката без особых перемен. В смысле – прокат особо не нужен. Потребители условно-досрочно ушли на новогодние праздники. Продажи фактически встали и замерзли. Металлурги производство гнали больше для выполнения годовых показателей, а не для продаж. Это, если коротко.
К январю!
Январские планы никакие. Просто ниже — некуда. 870 тысяч тонн. Когда такое было? Последний раз такие планы были в 2010 году. Но там была другая экономика, другая структура поставки. Так что январь нам ничего оптимистичного пока не сулит. Учитывая уровень остатков лома на заводах и текущие объемы потребления планы быстро не будут расти. Январь 2025 года будет профицитным. Впервые за много лет. Рынок не выйдет в дефицит. Это означает одно – впереди опять снижение цен. Если не ошибаюсь, то СТЗ и ПНТЗ уже объявили с 01 января снижение цен на 500 рублей.
- У Магнитки остатки за декабрь существенно подросли и план января никакой. Если «свежей травы» не подвезут, то ждать какого-либо движения цен от них – бесперспективно. План должны привезти дочками и «местными» поставщиками.
- ПС — Урал. План небольшой. Транзит будут брать крайне избирательно. С оплатами будет по -прежнему «по заходу». Надеюсь что за праздничные выходные что станция почистится от вагонов и конвенции канут в лету.
- СТЗ и ПНТЗ. Планы ниже января 23-го года. С оплатами будет плохо. Платить будут «по заходу с отсрочкой».
- ЗСМК. Планы крайне низкие. Скорее всего, выполнять отгрузкой с дочек, если не поставят дочки на консервацию в ожидании лучших времен.
- АМЗ. Планы выше, чем у ЗСМК! Парадокс!) Завод работает в половину мощностей. Остатки позволяют не везти план, так что ситуация тоже не радужная.
- Северсталь. Тут можем получить «перевертыша» в виде превращения потребителя в поставщика. Остатки лома растут. Могут вернуться к вопросу продажи остатков с копров.
- ВМЗ. Планы января вполне могут закрыть автопоставкой. Упор на дочки.
- НЛМК. Будут пытаться закрыться на дочках. В текущих реалиях – это вполне себе вариант. На рынке будут покупать лом только у «избранного круга» поставщиков.
- БМЗ. План не большой. Вопрос только с оплатами. Отгрузка, как всегда – в долг за свои или за кредитные.
- ВТЗ и ТАГМЕТ. Планы плюс/минус равны январю 23-го года. Но это не означает что их надо везти. Остатки на заводах выше прошлогодних. С оплатами будет так же как и по СТЗ и ПНТЗ.
- ПС-Калуга. Скорее всего не будет покупать лом по ЖД. Закроются только автопоставкой при таком плане.
Вот такая картина по крупным потребителям. Справедливости ради, надо отметить, что всем металлургам нужен свежий подход лома. Так устроена технология, что совсем без подхода сложно выполнить планы по отгрузке на производство. Нужен свежий лом. Так что стоп-отгрузок не ждем.
Ради интереса посчитал как изменились тарифы РЖД на последние пять лет. Рост составил 69 % (!!!) За пять лет тарифы выросли на 70 % !!! И это только официальное изменение ставок РЖД за последнюю пятилетку! При этом, создается ощущение, что РЖД борется за то, чтобы грузы не возились по железной дороге. Во всяком случае груз лома. Нарушение сроков доставки груза стали не то чтобы привычным явлением, а просто нормальным событием. Отправляя вагон остается только молиться, чтобы состав не оказался в числе брошенных, иначе – разворуют. На некоторых направлениях отгрузки вагоны идут по два – три месяца, чего раньше никогда не было. Брошенные составы есть на всех направлениях. Борьба РЖД с порожними пробегами привела к тому, что собственники вагонов тупо не могут выехать с заводов в порожнем виде, а обратной загрузки банально нет и взять ее негде. Круг замкнулся: отправить лом в вагоне на завод становится поездкой вагона в один конец. Вагон выгружается, а далее станция не принимает вагон в порожнем виде никуда! Все. Вагон встал на простой. В этой ситуации некоторые потребители начали перекладывать такие простои на поставщиков лома. По-моему, это вообще дорога в один конец – отказ от ЖД поставок и переход на автопоставку. Это будет основной тенденцией в 2025 году. При этом автопоставки имеют все шансы подорожать ускоренными темпами. Причин тут несколько: дефицит водителей и необходимость повышения зарплат, дефицит запчастей и их существенное удорожание, повышение тарифов и стоимости ЖД доставки (если альтернатива существенно дороже, а другой альтернативы нет, то автоперевозчики тут же придут «на выручку»).
Из «живых» потребителей в январе можно отметить БМЗ (с натяжкой, так как денег не добавилось и с оплатами по-прежнему очень сложно, хотя у кого сейчас с оплатами все ОК?), ВТЗ, Абинск и Балаково, ПНТЗ, СТЗ и Тагмет. Остальные либо будут брать из ближайших регионов, либо только от дочек. Особо грузить некуда…
Несмотря на весь пессимизм, надеюсь, что в январе мы не увидим больших движений по цене вниз. Прогноз по снижению – в районе 500 рублей.
Резюме. Рынок лома в январе по-прежнему профицитный Снижение цен по январю в пределах 500-700 рублей. Квоты будут постепенно сниматься. Ситуация с направлениями отгрузки не сильно улучшится относительно декабря. Долги заводы начнут отдавать ближе к концу месяца. Вся надежда на февраль. Но февраль может быть настолько непредсказуемый, то я бы подождал конца января, прежде чем строить прогноз на февраль. Февраль будем смотреть «с колес».
С Новым годом. Пусть он будет для всех успешным! Будьте здоровы!