Февральский ЗВЁР

70 000 000

И снова – здравствуйте Вам!

Пролетел короткий январь. Как это не печально, но прогноз на январь оказался очень оптимистичным. Вернее так: прогноз правильный, величина снижения недооценена. Но попытаюсь по порядку.

По итогу января снижение составило от 1000 до 2000 рублей в зависимости от потребителя и регионов отгрузки. По многим регионам (за исключением регионов Сибири и Дальнего Востока) цены вплотную подошли к рубежам 20 000 рублей за тонну без доставки. Воспроизведем хронологию изменения цен в январе. 16-17 января заводы бросили в рынок первое снижение. Заводы ПромСорта объявили сразу минус 1000 по Калуге и 500 рублей по Уралу. При этом фактически отгрузки в адрес этих потребителей не производились. Планы были низкие и их выполнили за счет переходящих вагонов с декабря. Их поддержала Выкса (ВМЗ) с 17 января. С 18 января заводы группы ТМК (СТК и ПНТЗ) также снизились на 500 рублей. НЛМК с 17 числа разослал поставщикам уведомление о снижении (при том, что от сторонних поставщиков НЛМК практически ни у кого не покупал лом, но уведомил). БМЗ тоже не стал долго ждать и добавил свои 500 рублей снижения с 18 января. Так, в течение 3-4 дней все переписались от минус 1000, до минус 500 рублей. Народ выругался, сплюнул, но продолжил искать куда грузить. Но тут Магнитка решила выступить Д`Артаньяном и сделала предложение, подкупающее своей новизной и не ординарным подходом – объявила о снижении с 21 января на 500 рублей. Вроде – а зачем? А с другой стороны – а почему нет? Заводы почесали голову….а мы чем хуже? Планы едут. Особо грузить некуда. Денег заводы не платят. Чего стесняться? Айда вниз ! И понеслась коза по ипподрому! С 21 по 25 число все объявили о снижении цен на 500-1000 рублей сразу. А когда стали понятны планы на февраль, то стало ясно, что на этом не ограничатся.

Планы января, если кто еще помнит, были 870 тысяч тонн на все направления. В итоге привезли 870 тысяч. Планы выполнили все. Несмотря на то, что и денег не платили заводы и вагоны особо не ставили, а по некоторым направлениям вводились конвенции как от РЖД, так и самими заводами. В общем есть полное ощущение, что в январе заводы отбивались от лома, что крайне не традиционно для этого месяца. Учитывая величину потребности, погоду и уровень текущей заготовки – не сильно удивлен.

Продажи у металлургов в январе не показали явно выраженной динамики. Как говорят сбытовики «тяги нет». Прокат продается и покупается сложно. Цены не растут, хотя и снижаться перестали. Арматура застыла на уровне 52-54 тысяч рублей за охапку весом в одну тонну. В январе металлурги было встрепенулись и попытались поехать на экспорт, но курс доллара им быстро передал «привет», снизившись ниже 100 рублей за доллар, что делает экспорт не выгодным по сравнению с внутренним рынком. Но спрос на внутреннем рынке, даже при таком уровне цен крайне ограничен и его надо как-то поддерживать, чтобы он не упал дальше. Сейчас, как в 90-ые годы экспорт имеет смысл для получения живых денег и поддержания объемов производства (по принципу: лучше плохо работать, чем хорошо стоять). Наконец-то признали тот факт, что производство стали упало по сравнению с 2023 годом. 6,4 % снижение выплавки стали и 7,9 % снижение экспорта стали. При этом, не забываем что в 2024 году льготная ипотека еще работала в первой половине года. На 2025 год уже сейчас озвучивают прогнозы по снижению производства стали еще на 5 % относительно уровня 2024 года. Т.е., если в 2024 году было произведено 70 млн тонн стали, то минус 5 % это 66-67 млн тонн на 2025 год. Это печально. Не хотелось бы нагнетать, но стройка – отрасль очень инертная. После заморозки и остановки строительства возобновить и выйти на ранее достигнутые темпы строительства по щелчку пальцев не получится. Возобновление стройки в прежних объемах займет достаточно много времени. В сегодняшних условиях строители практически заморозили новые проекты. Достраивается только то, что находится в высокой стадии готовности, но такие объекты рано или поздно кончатся, а других – уже нет! Это еще толкнет вниз потребление проката и прогноз падения может быть пересмотрен в течение года. По разным данным от 40 до 60 % стали потребляется в строительстве. Так что, как ни крути, а без стройки металлургам будет совсем грустно. Вот тут бы могли сыграть свою роль «крупные инфраструктурные проекты», но все жду — когда они появятся и когда о них заявят, а их все нет и нет…. Похоже не дождусь. Или они появятся, когда добрая половина электрометаллургов обанкротится и перейдет в собственность «кого надо». Вот тогда загорится зеленый свет в конце туннеля и все побегут.

Но, достаточно металлургах. Давайте о нашем – о ломе.

Планы на февраль увы и ах! Планы февраля 840 тысяч тонн. Восемьсот сорок тысяч!!!! Такого не было НИКОГДА в новейшей истории. Это ниже планов января. При этом – эти планы не будут выполняться по ряду направлений. Нет смысла в таких планах. Остатки по заводам за январь снизились всего на 350 тысяч тонн. Обычно за январь заводы со складов поднимают от 500 до 700 тысяч тонн. Это лишний раз подтверждает тезис о том, что производство крайне низкое и потребление лома на производство никакое. Из января заводы выходят с остатками более 3 млн тонн на складах. До-фи-га! Такими темпами весной, при росте заготовки, мы можем получить такой пинок под зад по ценам, что мало никому не покажется. Те, кто копил и ждал повышения цен в январе – феврале (что является обычным для этого времени года на рынке лома, если посмотреть историю) сегодня сидят у разбитого корыта. За прошедшие две недели появилось много объявлений о продаже техники и площадок из-под лома. Начался процесс закрытия площадок. При этом это только начало волны закрытия площадок. Нас ждет волна банкротств металлоломных площадок и предприятий. Сейчас бы экспорт мог хоть как-то помочь, но увы…. Квоты, ограничения круга экспортеров не дадут даже тут вздохнуть. Понятно, что экспорт не панацея, особенно в регионах, которые удалены от портов, но хоть что-то положительное в этой ночи без просвета. На прошлой неделе площадки «УВМ» (бывшие площадки НЛМК) объявили об остановке приема лома! Пока на неделю. Но чем черт не шутит? Сначала не неделю, потом на месяц… Пугает сама тенденция. Площадки дочек «ТрансЛома» объявили о резком снижении цен на готовке. Тоже колокольчик тревожный. Хотя может уже и тревожиться некому? Все уже закрылись….. тогда кому я пишу?)) Смею предположить, что этими шагами два больших поставщика лома дают всем сигнал о необходимости более решительного снижения цен на площадках? Я бы так это трактовал. Иначе как объяснить другим, что заготовка по 20 000 рублей на площадке сегодня – это самоубийство! А ведь таких «оптимистов» — каждый второй на рынке! При этом, если попытаться найти первопричину, крайнего ни за что не найти! Все показывают пальцем в соседа! Ну вот сейчас два больших «соседа» сказали: «Да подавитесь!» и ушли с закупки. Скупите все что привезут по дорогой цене? А оно для чего? Стесняюсь спросить….Покупать сегодня дорого имеет смысл только в одном случае – если вы гарантировано продаете больше или равно объему, который заготавливаете. Почему больше или равно? Равно, если у вас нет остатков и все что заготовлено – продано в том же периоде. Больше, чтобы у вас вместе со снижением остатков снижалась и их стоимость. В противном случае – добро пожаловать в «схематоз» с остатками, складами, видами лома и иными ухищрениями (читай – извращениями) по минимизации убытков и увеличению рисков налоговых проверок и доначислений налогов. Вам решать. Но в сегодняшних реалиях лом, купленный «вчера» всегда дороже лома, купленного сегодня, а при падении цен и проблемами со сбытом и оплатами со стороны потребителей имеем все шансы попасть на очень дорогие остатки. А грузить надо! Совсем стоять можно, но не долго! А грузить придется по каким ценам? Если прошел месяц и сбытовые цены упали на 1500 рублей за тонну, то остатки, купленные месяцем ранее, уже стали «дороже» на 1500 + рублей. Плюс – это за счет тех остатков, что были куплены еще ранее. Так что для того, чтобы отгрузить лом, купленный в декабре нужен рост цены, который перекроет снижение декабря и января в феврале, а это уже больше 2 000 рублей. А если про март говорить, то уже больше 4 000 рублей получим! А кто-то сейчас готов сказать, что в марте будет рост в 4 000 рублей при чем желательно сразу с начала месяца? Не знаю таких «оптимистов» (читай – идеалистов).

Ну так вот. В феврале потребителям нужно 840 тыс. тонн. Если смотреть на планы заводов поименно, то они больше напоминают план по заготовке, какого-то «среднего» втормета. Самый большой план у БМЗ (90 тыс. тонн). Но отгрузка на БМЗ это больше вопрос веры, чем бизнеса. Но больше этого плана просто нет! Остальные планы не превышают 20-25 тысяч с учетом автопоставки. НЛМК – закроется дочками и, возможно, что-то купит с близлежащих регионов. ММК лом не нужен, план уже традиционно не превышает 50 тысяч тонн. Стоят в чугуне по горло и без сбыта. ПС-Урал (Ревда) вроде план есть на уровне января и нет переходящих вагонов, но тут вопрос с запретами со стороны РЖД и в полный рост вопрос с оплатами не решен. Заявки от поставщиков не хотят принимать на февраль из чего делаю вывод — либо отгрузят дочками, либо вообще план не нужно выполнять. Калуга — план на уровне января. Легко закроют дочками УВМ. Вообще из центра грузить некуда! Только БМЗ. Я думаю, что даже Северсталь в такой ситуации не будет (или правильнее – не сможет) выходить на рынок с предложением по лому. Нет смысла. Дополнительное предложение может обрушить и без того неустойчивое положение цен на рынке в центральном регионе. Да и некому особо предлагать объемы. Кто купит с оплатой? Нет таких, кому ТАК надо!)

Закругляюсь. В феврале пока нет предпосылок к росту. Снижение цен возможно до 2 000 рублей за месяц. Надеюсь на этом пока остановимся. При этом на март первый взгляд, пока, негативный – при такой зиме во многих регионах уже начнется рост заготовки, а она (заготовка) особо не нужна. При этом, весной 2025 года взрывного роста заготовки ожидать не приходится. В феврале по центру будет наиболее тяжелая обстановка со сбытом. Урал и Поволжье будут грузить в рамках квот на заводы Урала (с отсрочкой по оплате) и на небольших местных потребителей (опять же в долг). Сибирь будет фактически стоять – грузить пока рано и некуда. Планы крайне низкие, запасы крайне высокие. Продолжаем выживать. Год начался напряженно.

За сим прощаюсь. Надеюсь — до марта.


Комментарий ИНФОЛОМ: все вышеперечисленные аргументы верны при курсе доллара ниже 100 руб.. При курсе доллара США 120 руб. и выше ситуация на рынке будет совсем другая. Причины удержания курса доллара самые разные – от «конспирологических» до сугубо монетарных, мы не будем сейчас на них останавливаться. На наш взгляд вопрос развития в «ломовом» бизнесе будет для тех, у кого достанет крепости бизнес – процессов компании «пересидеть» время низкого курса и развернуться по мере роста курса доллара.

Loading

0