Беспилотные танки Великой Победы: какое место в них занимал лом?
В дни празднования 80-летия Великой Победы мы обратили внимание на интересный фотофакт – в танке Т-26 лом занимал штатное место под башней с соответствующим креплением!
Этот танк служил в советской, китайской, турецкой и финской армии, причем в последней – до 1961 года! Хотя к началу 1941 года Т-26 считался устаревшим танком, но на 1 июня 1941 года в Советской армии их насчитывалось 8747 штук!
Примечательно, что танк этого типа также применялся как беспилотный наземный робот (да-да, в армии того времени такие были, причем как штатное оружие!) и воевал в режиме телеуправления. В 1941 году в РККА было 2 батальона телеуправляемых танков на базе Т-26. Например, беспилотный Т-26 мог поставить непросматриваемую дымовую завесу 300-400 метров за 8-10 минут, и даже в современных условиях подобный способ применения телетанка 90-летней давности(!) был бы востребован.
Последнюю победу Т-26 одержал в 1945 году в войне с Японией: — Большое количество этих машин сохранилось на Дальнем Востоке на вооружении частей и соединений, прикрывавших территорию Советского Союза от возможного вторжения армии милитаристской Японии. В 1945 году в ходе проведения наступательных операций на Дальнем Востоке морально устаревшие Т-26 сыграли важную роль в прорыве японской обороны. Учитывая сильные стороны Т-26, а именно его малую массу и высокую проходимость, они успешно применялись в местах, которые японцы считали танконепроходимыми. 11 августа 1945 года началась Южно-Сахалинская наступательная операция. В состав 56-го стрелкового корпуса входила 214-я танковая бригада. Она была укомплектована танками Т-34-85 и Т-26. Особенности ландшафта центральной и южной частей острова Сахалин (много рек и болот, густые высокотравные леса и преобладание сопочного рельефа) не позволяли использовать бронетехнику в больших количествах.
Легендарные танки Т-34 могли передвигаться исключительно по одной дороге, ведущей с севера на юг острова. Поэтому Т-26 из состава 214-й танковой бригады активно применялись в прорыве Котонского укрепленного района, в горно-лесистой местности в стороне от главной дороги. Как говорит кавказская поговорка: «У храбреца и щепка — кинжал», и даже старое оружие в умелых руках становится мощным аргументом армии – победительницы!