Перспективы использования криптовалюты при расчете за лом металлов – можно ли решить проблему «красного светофора»?
В конце прошлого квартала на порталах, освещающих финансовые рынки, прошла информация о том, что рублевый стейблкоин А7А5 первым в России признан цифровым финансовым активом (ЦФА).
Справка. Стейблкойн — это криптовалюта, курс которой привязан к стабильному активу, например, к фиатной валюте (доллару США, евро), золоту или корзине активов, с целью удержания стабильной стоимости. Такие криптовалюты созданы для того, чтобы минимизировать волатильность, характерную для обычных криптовалют (как биткойн), и обеспечить удобство использования в повседневных финансовых операциях и транзакциях в блокчейн-экосистемах. В случае А7А5, курс валюты привязан к российскому рублю.
Цифровой финансовый актив (ЦФА) в законодательстве Российской Федерации — это имущество в электронной форме, созданное с использованием криптографических средств. Право собственности на ЦФА удостоверяется цифровыми записями в реестре цифровых транзакций. К таким активам относятся, например, криптовалюта и токены. Важно, что цифровые финансовые активы не считаются законным средством платежа на территории России. Выпуск, учет и обращение ЦФА регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Новость касательно А7А5 по ссылке.
Денежные требования как часть цифрового финансового актива (ЦФА) по закону № 259-ФЗ — это цифровые права, которые удостоверяют право обладателя требовать денежные средства, обусловленные договором или иными основаниями. Такие требования выражаются в электронной форме и записываются в информационной системе на базе распределенного реестра. Обладатель ЦФА с денежными требованиями может реализовать право на получение денежных выплат, как это предусмотрено условиями выпуска актива.
Закон регулирует выпуск, учет и обращение таких ЦФА только путем внесения или изменения записей в информационной системе и закрепляет, что денежные требования являются одним из видов прав, которые могут удостоверяться цифровыми финансовыми активами на блокчейн-подобных платформах. Важно, что денежные требования в ЦФА имеют юридическую силу, в рамках установленной процедуры, что позволяет использовать их для цифровых операций, инвестирования и расчетов с соблюдением законодательства РФ.
Некоторые из переработчиков лома сталкиваются с ситуацией, когда в отношении их компании работает «светофор ЦБ». «Светофор ЦБ» — это система оценки риска юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, введённая Банком России с 1 июля 2022 года для борьбы с обналичиванием и отмыванием денег. Сервис «Знай своего клиента» автоматически распределяет компании по трем цветовым группам риска:
- Красный (высокий риск) — компании, которые создаются или используются для подозрительных операций, чаще всего технические фирмы с сомнительной деятельностью.
- Жёлтый (средний риск) — компании, уличённые в сомнительных операциях наряду с реальными хозяйственными платежами.
- Зелёный (низкий риск) — около 99% компаний, которые ведут реальную деятельность и не участвуют в подозрительных схемах. Их счета не блокируются.
Цветовой код служит как индикатор для банков и контролирующих органов, помогая принимать решения по блокировке или ограничению финансовых операций с учётом риска нарушения законодательства. Итоговое решение о статусе клиента принимает банк на основе анализа, учитывающего данные из банков, ФНС, Росфинмониторинга и других источников.
В то же время есть компании в сфере заготовки и переработки лома металлов, которые оказались в красной зоне. С одной стороны, компания имеет лицензию и может по закону осуществлять операции по заготовке, переработке и оптовой торговле лома металлов. В то же время при заблокированном счете физически осуществлять такую деятельность крайне сложно. В ситуации, когда компания выиграла тендер на демонтажные работы и внезапно попала в «красный список», предприниматель оказывается в тяжелой ситуации. С точки зрения закона ему не предъявлено никаких обвинений и нет никаких доказательств его противоправной деятельности, и в то же время, как продолжать работу с заблокированным счетом?
Можно предположить, что при использовании цифровых финансовых активов проблема взаиморасчетов несколько упрощается.
Для передачи цифровых финансовых активов банки не нужны, и разработав и «объюридичив» процедуру законного использования стейблкойнов в обороте при передаче права собственности на лом металлов, проблему «красных» ломоперерабатывающих компаний возможно решить.
Если вам интересно поучаствовать в реализации аналогичных законных процедур для своих компаний, пишите на main@ruslom.biz.
![]()
