Производитель снегоходов «Буран» заказывает картерное литье в Китае. Где отечественная цветная металлургия?

Журнал Эксперт опубликовал интервью с Генеральным директором компании «Русская механика», известной многим как производитель снегоходов «Буран» и иной популярной самоходной техники.

Ниже мы публикуем отрывки из интервью, которые касаются потенциального участия предприятий вторичной цветной металлургии в вопросах импортозамещения и разработке стандартов.


ПЕРВАЯ ЧАСТЬ: «КАКОЕ ЛИТЬЕ ВОСТРЕБОВАНО СЕЙЧАС?»

«— Как дела с заменой австрийских цилиндров, в которых используется никасиловое покрытие?

— В России никасиловое покрытие не используют в моторостроении. А китайцы научились. Поэтому австрийские никасиловые покрытия сейчас успешно заменили китайскими. На этом этапе проблемы нет, но до этого волновались, что придется гильзовать двигатели.

— А почему нет?

— Можно. Много разных решений.

С цилиндрами сейчас проблем нет, уже практически нет проблем с поршнями и кольцами. Такая комбинация отечественно-китайская. Потому что отечественные производители автокомпонентов, в частности Костромской завод автоагрегатов, на самом деле заготовки колец приобретают за рубежом. Поэтому этот комплект нельзя назвать на сто процентов отечественным.

— А поршни они льют нормального качества? Или у вас уже кованые?

— Нет, у нас литые в кокиль. Пока две модели двигателей прошли все циклы испытаний, техническая комиссия их рекомендует к серийному производству, и мы устанавливаем их на две модели двигателей — 640-й и 550-й. 551-й (самый мощный в гамме собственных моторов. — «Эксперт») пока ждет своей очереди, разработка тоже идет. Но замечаний нет. Проводили силами внешних инженерных центров анализы по составу материала, по решетке кристаллической и так далее, в принципе, отличия есть по материалу, а по эксплуатационным характеристикам между костромскими и иностранными поршнями нет отличий. Даже есть некоторые улучшения.»

«— Что с алюминиевым картерным литьем?

— По литью у нас давний и проверенный китайский поставщик, и мы удовлетворены. Но мы планируем сейчас локализовать литье в кооперации с ними на территории нашего предприятия.

Мы начнем с гравитационного литья в песчаные формы, но с применением 3D-печати в приготовлении форм. Технология, может быть, для крупносерийного производства не самая хорошая, но качество высокое. И для нашей большой номенклатуры и с малыми объемами это более подходящая технология.

— Какие детали собираетесь отливать у себя?

— Модули рамы, картерные детали и корпусные детали, вентиляторы моторов.»

ВТОРАЯ ЧАСТЬ: «КАК ФУНКЦИОНИРУЕТ РАЗРАБОТКА ИМПОРТОЗАМЕЩАЕМЫХ КОМПОНЕНТ?»

«— Отечественных ремней просто не существует и не существовало. Вот у нас есть хорошо работающее предприятие «Ярославль-резинотехника». Они выпускают приводные ремни. Но не те ремни, которые используются в вариаторах, а обычные клиновые ремни. Некоторое время назад они начали осваивать зубчатые ремни.

Летом мы встретились с директором, я рассказал ему о наших проблемах. Говорит: да, ремень сделаем, не волнуйся. Я его пригласил к нам, показал ему все ремни, которые мы используем. Отвел на наш стенд, где мы ремни испытываем, показал примерные требования по испытаниям на стенде, сколько часов при каких нагрузках ремень может стоять.

Дело было в августе. Они приобрели некоторое технологическое оборудование, спроектировали этот ремень, начали использовать разные материалы вплоть до кевлара. Но первые их ремни у нас на стенде стояли меньше часа. А иногда просто сразу разрушались. В принципе, весь набор знаний есть, но нужен период набора компетенций. Это когда ты методом проб и ошибок и многочисленных итераций выходишь на понимание, как это работает.

Потому что даже при наличии программного оборудования, хорошего понимания свойств материалов и способности создать математическую модель работы ремня в результате все равно не получается, так как в основе математической модели лежит большой объем данных фактической эксплуатации этих изделий. И вот набора этих данных нет. Потому что собрать такие данные — это опыт многолетней эксплуатации, испытаний, замеров. И это надо пройти. Поэтому в той ситуации, в которой мы оказались, нам при хорошо организованной и правильной работе должно потребоваться около пяти лет для реализации программы импортозамещения. А у нас было всего пять месяцев.»

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ: «КАКИЕ МОТОРЫ ПРОИЗВОДЯТСЯ?»

«Наша концепция своих четырехтактных моторов — это одно-, двух- и трехцилиндровые четырехтактные моторы, по 300‒350 кубов на цилиндр.

«Русская механика» продолжает выпуск собственных двигателей, пока исключительно двухтактных (на фото сборка самой массовой модели, РМЗ-550). Последние, несмотря на свою прожорливость и склонность к перегреву при перепаде температур, лучше подходят к снегоходам благодаря меньшей массе и простоте эксплуатации и ремонта. Но потребитель все чаще требует четырехтактные моторы, причем нынешние китайские его устраивают все меньше. Поэтому уже запущены работы над современными четырехтактниками собственной конструкции»

ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ: «КАКОЕ ЛИТЬЕ БУДЕТ ВОСТРЕБОВАНО В ПЕРСПЕКТИВЕ?»

«И мы в стадии серьезной модернизации для внедрения дополнительных технологических процессов у нас. Например, глубокая формовка, горячая штамповка, которой мы не занимались, литье.

— Литье рычагов подвески?

— Да-да. И модулей рамы. Там следующий этап. Пространственная конструкция из трубчатых профилей, но из алюминия и спроектированная уже с элементами генеративного дизайна нам дала огромное преимущество. Она жестче в 2,5 раза и в 2,2 раза легче.»

ПЯТАЯ ЧАСТЬ: «ЧТО ОГРАНИЧИВАЕТ РАЗВИТИЕ?»

«И в наших условиях, чтобы выжить, надо стать такой высокопрофессиональной «мастерской», где люди умеют делать все.

— Притащить в цеха как можно больше компетенций, чтобы были внутри компании?

— Да. Назовем так: натуральное хозяйство. Тут были несколько раз уже итальянцы, канадцы как-то приезжали. И говорят: у вас слишком много переделов. Нет смысла никакого, зачем вы вот это и это делаете у себя? А мы сейчас в обратной тенденции. У нас сейчас одно из стратегических направлений — увеличение добавленной стоимости за счет внедрения новых технологических процессов и новых деталей».

«Развитию мешает недостаточная способность компании эффективно вести инновационную деятельность. То есть отсутствие или слишком медленное генерирование хороших инвестиционных проектов — это гораздо большее препятствие. Любой хороший инвестиционный проект, безусловно, сегодня можно профинансировать, я в этом убежден и не сомневаюсь в этом».

Фото: АО «Русская механика»



Комментарий Инфолом: По итогам интервью к отечественной цветной металлургии возникает весьма много вопросов. Во многом бизнес передела лома алюминия в сплав работал в режиме переплава лома в сплав АК5М2 и аналогов с последующим экспортом, до 2022 года, как правило, в Японию, после 2022 г. в том числе в Китай. После 2022 года развитие отечественного потребления вторичных сплавов будет основой маржинальности производителей вторичного алюминия. Полное отсутствие упоминания в интервью отечественных поставщиков вторичных сплавов и удовлетворение китайским (который как раз мог закупать отечественный сплав!) является крайне негативным сигналом для вторичной цветной металлургии.

Loading

0