«Амурсталь» не продаётся, такое производство самим нужно

Комсомольский-на-Амуре завод «Амурсталь» вновь оказался в центре внимания федеральных СМИ, но не потому, что успешно заканчивает год, наращивая объёмы производства, а из-за информации о намерении китайской корпорации HBIS Tangsteel купить предприятие. Руководство собственника завода — ООО «ТОРЭКС-Хабаровск» на вопрос нашей редакции опровергло саму идею такой продажи, пояснив, что не до этого совсем — покупатели стоят в очереди за комсомольским металлом.

Сообщение о возможной сделке опубликовало РИА «Новости» со ссылкой на занятую скорее выборами, чем экономикой, администрацию Приморского края. С тех пор у руководителей ООО «ТОРЭКС-Хабаровск» не умолкают телефоны. И генеральный директор Сергей Кузнецов, и исполнительный директор Сергей Зюбр в который раз объясняют, что никаких переговоров с китайской корпорацией не вели, и что «Амурсталь» никто не собирается продавать. Мало ли у кого какие намерения.

Очередь за металлом

Завод «Амурсталь» нужен не только собственнику, выкупившему его на публичных торгах 30 января 2017 года в очень сложном финансово-экономическом состоянии. Он нужен и Комсомольску-на-Амуре, и краю. Это градообразующее предприятие. На нем работает более 3 тысяч человек. Это — один из четырёх «китов», на которых держится Комсомольск-на-Амуре. Три других — авиационный завод, судостроительный и нефтеперерабатывающий. Кстати, Комплексный план развития Комсомольска включает развитие и «Амурстали». Что говорит о том, что завод нужен и России в целом.

«Амурсталь» — единственный на Дальнем Востоке металлургический комбинат, который производит мелкосортовой прокат — арматуру и иные изделия для внутреннего рынка. Завозить на территорию Дальнего Востока подобную продукцию из европейской части очень дорого. Учитывая, что сегодня строятся две Нижнебурейских ГЭС, завод «Циолковск», космодром «Восточный», нефтепровод «Сила Сибири», развиваются ТОСЭРы, потребность в металлоконструкциях и сортовом прокате просто колоссальная. Поэтому завод может спокойно работать на внутренний рынок. Он высококонкурентоспособен, поскольку производит на собственном сырье, дальневосточном, которое дешевле, чем в западных регионах.
Собственно, сегодня 60 процентов продукции предприятия и поставляется на внутренний рынок России, а 40 — за рубеж. В России востребованы арматура (например, на строительстве космодрома «Восточный»), уголок, катанка.

Продукция «Амурстали» «работает» на заводе «Звезда» и на строительстве газоперерабатывающего завода в Приморье, в Хабаровске — на строящемся аквапарке и практически на всех стройках. Заводы ЖБИ в Хабаровске и Комсомольске тоже обеспечены продукцией «Амурстали».

Преимущество «Амурстали» заключается в том, что вагоны грузятся сборной продукцией. В один вагон могут положить арматуру различного размера, уголок, катанку. Перечень номенклатуры — 100 наименований. Та же продукция идёт и на экспорт, хотя в основном туда поставляется стальная заготовка, полностью готовая для проката.

- Мы контрактуемся на поставку арматуры, катанки. В связи с этим затеяли модернизацию упаковочной машины. Чтобы наша упаковка соответствовала всем международным стандартам, — говорит исполнительный директор ООО «ТОРЭКС-Хабаровск» Сергей Зюбр. — Страны экспорта — Юго-Восточная Азия: Таиланд, Индонезия, Филиппины, Малайзия.

В июле «ТОРЭКС» заключил соглашение с южнокорейской компанией POSCO. Она выступает трейдером по поставкам в Юго-Восточную Азию с её быстро растущими рынками. Эти страны могли бы потреблять намного больше продукции «Амурстали». Как говорит Сергей Зюбр, они стоят в очереди за комсомольским металлом. Иностранные делегации приезжают на завод каждую неделю.

Только лома не хватает

«Амурсталь» уплатила уже 1 миллиард 800 миллионов рублей налогов. Главным образом в федеральный бюджет, но и бюджет Хабаровского края, Комсомольска-на-Амуре заметно пополнился.
- В 2018 году мы выплавили 650 тысяч тонн стали. В будущем планируем миллион тонн, — говорит Сергей Зюбр. — Тогда мы дополнительно трудоустроим людей, увеличим доходную часть, потребление ресурсов, в том числе энергетических. То есть наша работа даст мультипликативный эффект, загрузив предприятия-спутники. В целом это повысит и налоговые отчисления.

Единственный момент, который не даёт «Амурстали» ещё более нарастить объёмы производства и выйти на проектную мощность в 2 миллиона тонн стали в год — дефицит сырья, того самого лома чёрных металлов, на переработку которого когда-то в советские времена был запроектирован металлургический гигант.

Тогда, во времена плановой экономики, никому и в голову не могло прийти, что лом чёрных металлов можно грузить куда-либо, кроме как на перерабатывающее предприятие. Каждый завод имел план по его отгрузке. И проблем с сырьём завод не испытывал.

Во времена перестройки всё изменилось. Заготовительные компании получили возможность закупать лом и отправлять его за рубеж. Завод в результате искал сырьё вплоть до Иркутской области.

Транспортная составляющая, естественно, плохо сказывалась на экономике предприятия.

В сложном финансовом положении и в последние годы завод оказался в том числе из-за того, что испытывал дефицит лома чёрных металлов.

22 июля прошлого года по инициативе правительства Хабаровского края вступило в силу постановление правительства Российской Федерации «Об ограничении пунктов пропуска по убытию лома через порты Дальнего Востока». Экспортёры теперь не имеют права вывозить лом, например, через порты Приморского края. Но постановление это временное. Оно заканчивается 22 января 2019 года. Что будет дальше, сказать трудно.

Экспортёры же лома лоббируют свои интересы и ратуют за открытие портов на экспорт лома. Им поставки на «Амурсталь», судя по всему, не нужны. Ведь это слишком прозрачная схема.

Министр экономического развития Хабаровского края Виктор Калашников говорит, что постановление было экстренной мерой. Тогда его принятие обосновывали тем, что предприятие только стартовало. Требовались ресурсы и государственная поддержка для его запуска, выхода на производственную мощность. Правительство с доводами согласилось.

Сегодня в качестве аргументации в пользу ограничений экспорта лома могут служить уже успехи «Амурстали». Динамика производства очевидна. В 2018 году выпуск превысил предыдущий год в полтора раза. Финансовые показатели наращиваются, налоговые поступления растут.

Но даже сегодня, в условиях действия ограничения на экспорт лома из двух линий «Амурстали» задействована только одна. И то не в полную силу. Другая законсервирована, поскольку не получается обеспечить её сырьём — металлоломом. На будущий год предприятие планирует загрузить действующую линию на 80, а то и на 100 процентов и выплавить 1000 тонн стали.

Если же постановление не будет продлено, считают владельцы производства, сократится объём продукции «Амурстали». Соответственно, возможно, появятся убытки. Предприятие снова залихорадит. Хотя его заготовительная служба работает со всеми сборщиками лома Дальнего Востока и Сибири.

По сути, от этого решения правительства России зависит, будет ли полноценно работать завод, выпускающий готовую продукцию, обеспечивающий социальную стабильность в городе президентского внимания, или отпразднуют победу экспортёры чёрного лома, то есть сырья.

Значение предприятия трудно переоценить. Это единственное металлургическое производство на Дальнем Востоке. Оснований, что где-то может появиться подобный завод, нет.

У предприятия 3200 работников, которым стабильно выплачивают заработную плату, дают соцпакет, гарантии. Новые собственники настроены на модернизацию завода, наращивание выпуска продукции.
Тихоокеанская звезда

Loading

0