Арматура из Турции снова идет в Россию. Как в 2008 году!?
Одной из наиболее интересных бизнес-схем 2007-2008 гг. во внешней торговле была отгрузка лома в Турцию и обратная загрузка цементом или арматурой с продажей их в России! Цены на арматуру росли со скоростью 50 – 100 долларов в неделю и на внутреннем рынке она подорожала настолько, что отгрузка из Турции была весьма целесообразна по экономике.
С момента валютного кризиса 2008 года цены на арматуру на внутреннем рынке упали настолько, что импорт стал совершенно невыгодным. Даже импорт из Белоруссии и с Украины (позднее ЛНР и ДНР) стал ограничиваться разными способами. В то же время внутренняя конкуренция заводов внутри страны позволяла держать цены на строительный прокат на достаточно конкурентном уровне.
За счет системы ежесуточного отслеживания погрузки речным транспортом мы обнаружили поставку арматуры из Турции с завода Yeşilyurt Demir Çelik (Самсун) в Астрахань.
Видимо сочетание локального дефицита металла и недорого обратного фрахта сделало рентабельным отгрузку арматуры в адрес российского потребителя. Отпускная цена завода составляет 767 долл. США FOB, что составляет 56755 руб. или 68106 с НДС. Если мы добавим фрахт и перегруз, получим стоимость порядка 830 долл. США или 61417 руб. без НДС или 73700 руб. с НДС. С учетом того, что мы взяли максимальную цифру по фрахту (по факту она возможно меньше, т.к. суда идут из Самсуна в Ростов порой в балласте), получаем цену на турецкую и российскую арматуру примерно в состоянии равновесия. По данным интернет-магазина одного из российских производителей цена на арматуру составила 71500 руб. с НДС со склада на заводе. Скорее всего поставка арматуры из Турции в данном конкретном случае могла быть связана с локальным дефицитом, но в целом тенденция ограничения цен импортом может быть позитивно воспринята строителями, и мы понимаем, что наиболее конкурентоспособные поставщики при условии их нормальной работы – это заводы ДНР/ЛНР, но как видим и турецкие заводы со счетов сбрасывать не стоит.