Декарбонизация по-европейски – часть вторая
Среди заводов – получателей грантов на декарбонизацию особо стоит выделить шведские заводы в Элливаре и Бодене.
Шведские металлургические заводы получили свое развитие еще с XVII века, когда король Густав-Адольф дал большие права голландским инвесторам в черную металлургию Швеции и получил лучшую на тот момент полевую артиллерию. В XVIII веке Швеция и Россия были ведущими мировыми экспортерами стали. Но в XIX веке ситуация поменялась.
Процитируем известного российского металлурга Владимира Ефимовича Грум-Гржимайло: «В середине прошлого столетия шведская железная промышленность находилась накануне полного краха. Катастрофическое падение цен на мировом рынке как следствие открытия новых методов производства (бессемерования, мартенования, томасирования) грозило совершенно погубить слабую древесноугольную промышленность Швеции, поневоле работающую дорого.
Шведы нашли выход из этого положения. Они объединились в научный и экономический трест, провозгласив такой принцип: между шведскими заводами не существует никакой взаимной конкуренции; они объединяются в один организм для борьбы с мировой конкуренцией в области высших сортов стали и железа; что касается дешевого, грязного железа (главное рельсов), то шведы открывают свой рынок для мировой конкуренции, ограничиваясь ничтожной пошлиной.
Для управления объединенными шведскими заводами была учреждена Железная контора, которая распадается на две части: научно-техническую и ведущую экономическую политику заводов. Научно-технический трест шведов построен на очень разумных началах. В состав Железной конторы входят лучшие инженеры страны, содержимые на артельных началах всеми заводами Швеции. Контора снабжена лабораториями и всеми средствами для производства всевозможных научных исследований в области металлургии железа. Каждый завод имеет право за небольшое вознаграждение заказывать в Железной конторе любой проект, любое исследование, вызвать в свой завод специалиста по любой отрасли для разрешения своих задач и устранения трудностей своего производства. Опыт каждого завода есть достояние всех заводов.
Результаты такой научной организации заводского дела оказались изумительными. При посещении мною заводов Швеции я был поражен ничтожным числом систем устройств и удивительною выработкою их деталей. Осмотрев 24 завода Швеции, я в сущности видел заводы одного владельца. Везде почти одни и те же устройства; все очень скромно и дешево; но работа этих простейших устройств вызывает чувство зависти. Число автоматов очень велико; число людей на заводе ничтожно. (Грум-Гржимайло В.Е. Уральская железная промышленность в её прошлом и будущем. // Собрание трудов. — Москва, Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1949).»
То есть еще с позапрошлого столетия традиции инвестиций в черную металлургию Швеции позволяли наращивать конкурентоспособность простыми средствами! И в этом столетии ценой относительно небольших инвестиций шведская металлургия, как нам кажется, под видом низкоуглеродной, создает технологии, которые будут хорошо работать именно что со шведской рудой!
Чешская металлургия навряд ли претендует на роль лидера технологий декарбонизации, зато владеющий ей U.S. Steel определенно заинтересован в росте снарядного производства. На что конкретно пойдут уже полученные инвестиции – пока не известно.
Итальянский проект в Таранто получил порядка миллиарда евро! Это предприятие относительно старое по технологиям, и с учетом того, что Италия является одним из лидеров в разработке технологий черной металлургии, логично предположить и серьезный уровень государственной поддержки.
Испанская металлургия работает как раз по большей части на ломе, исключая как раз проект в Хихоне – в этом порту есть терминал по разгрузке руд. Здесь Арселор как лоббист получит финансирование на реконструкцию своих заводов, весь вопрос – насколько хватит этого гранта для перехода на прямовосстановленное железо или же целиком на водородную металлургию?
Британские проекты, в отличие от многих стран ЕС, больше ориентированы на использование лома. В отличие от XIX века Британия больше не экспортер металлургических технологий, времена Бессемера и Гадфильда давно прошли. Но в то же время Соединенное королевство располагает большими запасами отходов металла – всего лишь треть их используется британской металлургией, остальное идет на экспорт.