Чем грозят предлагаемые СФ поправки в Закон «Об отходах производства и потребления»?
В СМИ появилась информация об обсуждениях в Совете Федерации поправки в Закон «Об отходах производства и потребления», где авторы законопроекта отмечают необходимость введения единого, универсального перечня видов лома цветных и черных металлов, который принимают от физических лиц, для всех регионов страны. Законопроект выносится на обсуждение по причине резкого увеличения хищений цветных металлов на объектах сетевого комплекса, где сумма ущерба составляет более 160 млн. рублей.
Так же членами комитета Совета Федерации внесено предложение законодательно запретить деятельность мелких пунктов приёма цветного металла, которые работают «в частных гаражах и подвалах».
К чему ведет подобная законотворческая деятельность? Отчасти инициаторов законопроекта – Россети и операторов телефонной связи можно понять: рост убытков от краж кабеля существенно вырос. Но, как нам кажется, меры воздействия предлагаются совсем неадекватные. Лом цветных металлов используется для нужд российской промышленности и отказываться от его использования не только не собираются, но идет речь даже и об импорте: производство в России в условиях падения курса рубля стало местами выгоднее, чем в Китае. И производителям кабеля, катанки, литья нужно вторичное сырье. 100% таких производителей – полностью легальные компании, платящие налоги, и поставляющие продукцию в том числе и на экспорт.
Если предположить, что будут аннулированы лицензии на прием лома черных и цветных металлов, и в то же время торговля этими видами лома для нужд промышленности будет продолжаться, то это будет означать, что она станет криминальным бизнесом.
В отличие от черного лома, переплавить алюминиевый кабель несложно – достаточно ввести в поисковик фразу «плавка алюминия в домашних условиях» и увидеть множество способов переплава кабеля в слитки, по которым узнать его исходное происхождение будет затруднительно. Сейчас при проведении операции «Металл» есть кого проверить – пункты приема все известны, предприятия дорожат лицензиями и не рискуют связываться с откровенным криминалом. В случае если этот бизнес будет полностью «черным», отдельные национальные диаспоры могут приобрести специализацию по легализации краденого лома и воздействовать на ситуацию будет на порядок сложнее, чем сейчас: легальный бизнес легко «достать» проверками, а как побороть возможно коррумпировавшую низовой чиновный аппарат национальную диаспору?
В то же время упрощение легализации данного бизнеса даст возможность задействовать поддержку легальных сборщиков лома. Очень показательным является опыт Кубы, где наряду с государственной монополией по сбору и переработке отходов появился и эффективный негосударственный сектор. Помимо 7000 работников государственного предприятия по переработке отходов на Кубе примерно 5000 человек имеют лицензию «сборщика и переработчика вторсырья». Либерализация сектора переработки отходов на Кубе началась в 2010 году, с легализации «водолазов», так на кубинском жаргоне называли нелегальных сборщиков лома.
Введение такого же патента по кубинскому образцу для самозанятых сборщиков лома позволило бы пополнить местные бюджеты и декриминализовать отрасль: платящие за патент сборщики вторсырья будут заинтересованы в ликвидации всех нелегалов на территории. С точки зрения закона любой отход является собственностью владельца участка земли и только он имеет право ее использовать, либо быть обременным платой за вред окружающей среде. Плата за патент таким образом будет означать оплату права сбора отхода на земле, принадлежащей государству. Сейчас государство практически не пользуется своим правом, исключая разве что сбор пустых бочек на Новой Земле силами экологического взвода матросов Северного Флота, а в случае торговли патентами для самозанятых местные бюджеты будут извлекать доход.
В случае же хищения кабеля все такие сборщики сразу же известны поименно сотрудникам полиции, и это существенным образом облегчает профилактику такого рода преступлений. В Москве работающие с вторичным сырьем индивидуальные предприниматели уже сейчас могут платить налог 0% первые 2 года работы, если распространить аналогичную практику на другие регионы и отменить необходимость регистрации юридического лица, то проблема с легализацией самозанятых и усиления борьбы с хищениями будет решена гораздо успешнее и с пользой для бюджета.