Дальнейшая динамика перевозок черных металлов на Дальнем Востоке будет связана с ограничениями экспорта металлолома

Погрузка металлопродукции на Дальневосточной железной дороге с начала года выросла почти вдвое. Основной объем груза предъявляет к перевозке завод «Амурметалл» из Комсомольска-на-Амуре.

За 5 месяцев на Дальневосточной магистрали погружено 231 тыс. т черных металлов. Это на 92% выше прошлогоднего уровня. Рост обусловлен возрастающими темпами производства на заводе «Амурметалл». После тяжелого финансового положения, продолжавшегося несколько лет, металлурги намерены выйти на запланированную мощность – 1 млн т стали ежегодно.

Для поддержки завода правительство РФ приняло решение об ограничении экспорта лома черных металлов с Дальнего Востока. Согласно документу, с 21 июля 2018 года поставки металлолома будут возможны только через девять дальневосточных портов. Среди них Петропавловск-Камчатский, Магадан, Николаевск-на-Амуре, Охотск, Де-Кастри и др. Однако крупнейшие портовые узлы региона – Ванино, Восточный – Находка, Владивосток – в перечень пунктов экспорта не попали. К разрешенным в постановлении портам железные дороги не ведут, тогда как железнодорожный транспорт играет ключевую роль в поставке лома. Таким образом, ожидается, что большая его часть пойдет в адрес завода «Амурметалл», контролируемого группой компаний «Торэкс». Ограничительная мера будет действовать 180 дней.

«Лом черных металлов для многих металлургических предприятий в России является основным сырьем при производстве стали. В настоящее время в России и на Дальнем Востоке сбор этого сырья ограничен. При этом отечественным потребителям, которые сегодня работают на Дальнем Востоке, приходится за каждую тонну бороться с комбинатами Южной Кореи, – говорит гендиректор «Амурметалла» Сергей Кузнецов. – Дальний Восток – самый близкий и удобный для полуострова регион в этом отношении, поэтому корейские комбинаты всегда предлагали завышенные цены и в нашем случае конкурировать с ними сложно. Единственным возможным вариантом являлось ограничение этого потока с территории ДФО. Ограничение – необходимая и своевременная мера со стороны органов власти, о которой дальневосточные металлурги говорили на протяжении многих лет».

По данным Федеральной таможенной службы, в 2017 году сбор лома черных металлов в Дальневосточном федеральном округе составил 1,4 млн т, из них 1 млн т был вывезен на экспорт, преимущественно в Южную Корею. При этом ежемесячная потребность только завода «Амурметалл» – порядка 100 тыс. т.

Металлурги надеются, что им удастся найти общий язык с ломозаготовителями. В группе компаний «Торэкс» подтверждают, что, как и ранее, готовы работать со всеми поставщиками по рыночным ценам.

Отметим, стивидоры, работающие с металлом, знали о готовящемся ограничении и выступали против таких мер. Так, член совета директоров ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» Денис Сарана оценивал осенью прошлого года возможные потери портов Приморья от запрета на экспорт лома в $10 млн выручки, самих экспортеров – еще в $30–40 млн. Чуть позже приморские стивидоры говорили о потере около 1 млн т в год стабильной грузовой базы и падении выручки на уровне 700–800 млн руб. При этом не исключалось обращение в ФАС. Ограничить экспорт лома на Дальнем Востоке – не первая попытка, несколько лет назад стивидорным компаниям удалось добиться отмены запрета через антимонопольный орган.

Впрочем, подчеркивают в «Амурметалле», в нынешнем случае вопросов об ограничении конкуренции не должно быть по причине того, что в Дальневосточном регионе закупку металлолома совместно с комсомольским заводом активно осуществляют Магнитогорский металлургический комбинат и ЕВРАЗ («СГМК-Трейд»).

В свою очередь, отмечают металлурги, «Амурметалл» поставляет металлопрокат высшего качества на все инфраструктурные проекты и социально значимые стройки Дальнего Востока. В частности, реконструкция аэропорта Хабаровск (Новый), строительство ТЭЦ в городе Советская Гавань и других крупных объектов не обходятся без металлопродукции местного производителя.
«РЖД-Партнер»

Loading

0