Анализ сравнительных объемов Амурстали и экспорта по Дальнему Востоку в I кв. 2019 года
Согласно статистике, в первом квартале текущего года Южная Корея импортировала в общей сложности около 1,9 млн тонн лома, что на 22% больше по сравнению с 1,5 млн тонн за аналогичный период прошлого года, и на 24% по сравнению с предыдущим кварталом. Этот показатель также был выше, чем по каждому кварталу 2018 года.
Среди импорта лома в первом квартале наибольшая доля пришлась на импорт из Японии, составивший около 1,2 млн. тонн, за которым следовали США и Россия с примерно 400 000 тонн и 170 000 тонн соответственно.
В чем причина такой активности импорта?
Рассмотрим 2 графика с ценами: ЖРС и лист
После пика цен на лист он начинает падать, тогда как цена руды только растет. Имея информацию о падении цен на готовую продукцию, единственный реальный способ произвести и продать больше на пике цен – использовать лом в производстве стали. Что собственно южнокорейские металлурги и сделали. Дорогой американский лом при этом использовали более экономно, расширив закупки российского и японского лома.
Условно «пострадавшим» в этой ситуации является завод Амурсталь, Рассмотрим далее ситуацию на этом предприятии.
Таблица 1. Объемы поставок на Амурсталь ЖД транспортом в 1 кв. 2019 г.
1 кв. |
1 кв. Итог |
|||
Январь |
Февраль |
Март |
||
Названия строк |
||||
Независимые ломопереработчики |
43589 |
48292 |
53738 |
145619 |
ТД РЖД |
866 |
5495 |
7343 |
13704 |
Амурсталь (ранее Амурметалл) |
1520 |
1981 |
3288 |
6789 |
RUSAL |
1306 |
2055 |
3361 |
|
ЕВРАЗ |
139 |
139 |
||
Общий итог |
45975 |
57213 |
66424 |
169612 |
Источник: аналитический отчет ИНФОЛОМ-2
Таблица 2. Поставка лома черных металлов в порты Владивосток и Находка
1 кв. |
1 кв. Итог |
|||
Январь |
Февраль |
Март |
||
Названия строк |
||||
Независимые ломопереработчики |
8206 |
6838 |
11329 |
26373 |
ТД РЖД |
4134 |
952 |
5676 |
10762 |
Общий итог |
12340 |
7790 |
17005 |
37135 |
Примечание: не менее 130 тыс. тонн в порты Владивосток, Находка и в порты Сахалина/Камчатки были поставлены автотранспортом
Казалось бы, в сравнении с портами Амурстали достался больший объем лома, но этот успех был оплачен рентабельностью, достаточно посмотреть на динамику поставок лома ТД РЖД. В январе наибольший объем ушел в порт, в феврале пришлось поднять цены и объем пошел на Амурметалл, но уже в марте лом ЖД предприятий распределился поровну между портом и заводом, что говорит как минимум о жесткой ценовой конкуренции.
Снижение объема производства в феврале можно объяснить как меньшим числом дней в месяце, так и жесткой ценовой конкуренцией с южнокорейскими импортерами лома. В марте жд поставка лома в порты выросла, а на завод относительно уменьшилась как раз за счет относительно высокой цены экспортеров. В результате завод лишь незначительно увеличил объем производства в сравнении с январем 2019 г.
Вообще говоря, остается только удивляться беззубости новых владельцев завода: обладая прекрасным административным ресурсом и поддержкой со стороны государства на всех уровнях, они вынуждены опять «наступать на те же грабли», что и предыдущий менеджмент. Грамотная PR-кампания и информационно-аналитическая поддержка, вкупе с рядом действий юридического характера смогла бы существенно повысить маржинальность работы завода, но по ряду причин менеджмент предприятия на это не идет.