«Эффект золушки» для бизнеса в Арктике

В бизнесе есть понятие «эффект Золушки». Когда бал закончился, Золушка ринулась к выходу и в панике не успела до полуночи сесть в свою карету. Тогда случился конфуз: неприглядное превращение прямо на глазах у публики.

Так и в финансовом мире, к примеру на рынке ценных бумаг, паника приводит к тому, что инвесторы начинают сбрасывать бумаги, и они мгновенно обесцениваются.

В мире товарных рынков – та же аналогия, взять хотя бы тюльпановый кризис в Голландии, когда целые состояния испарялись, как утренняя роса, по причине внезапного информационного беспорядка.

Боюсь, что «эффект Золушки» вскоре можно будет наблюдать и в российском бизнесе в Арктике. В последнее десятилетие популярность предпринимательства в Арктической зоне РФ возросла настолько, что каждая вторая компания, чья деятельность так или иначе была связана с перевозкой грузов, материально-техническим снабжением отдаленных арктических объектов, стала строить мультимодальные центры по логистике, покупать суда ледового класса, возводить масштабные причалы, инвестировать миллионы в дноуглубительныее работы.

Как осуществляются такие инвестиции? Деньги берутся в банках под гарантии иных доходов от сторонних проектов новоявленных арктических инвесторов или под залог основных средств.

Но закон капитализма гласит, что любой кредит имеет три параметра: срочность, возвратность, платность. Срок погашения наступит, возвращать необходимо проценты и тело кредита, проценты сегодня – 11% и выше…

Одно дело, когда арктический инвестор – это крупный частный холдинг, как ГМК «Норильский никель», к примеру, или прогосударственная компания, как то же ООО «Оборонлогистика», а другое дело, когда это общество с ограниченной ответственностью с уставным капиталом 100 тыс. рублей.

У крупного бизнеса есть накопленная подушка безопасности в виде доходов тучных лет, когда никель стоил 55 тыс. долларов США за тонну, а баррель нефти 100 долларов США. У частного среднего бизнеса такой жировой прослойки в виде свободных денежных средств нет, все ушло на погашение кредитов банкам и на приобретение сомнительных активов под проекты в будущем.

Размышления наводят на мысль, что сегодняшняя логистическая инфраструктура в Арктике напоминает московские аэропорты в середине 90-х. Прибывает клиент в столицу, а вокруг огромное количество видавших виды «колымаг» с такими же помятыми водителями, которые за огромные деньги доставят его в центр Москвы, да еще по дороге за счет клиента заправят авто бензином и купят отвалившуюся деталь. Параллели с текущим состоянием инфраструктуры по доставке грузов в Арктику очень близкие.

Конечно, сгущать краски не надо. Есть же старейшие, в хорошем смысле этого слова, судоходные компании и логистические центры под их эгидой, которые добросовестно и качественно окажут услугу по логистике в Арктике, но, позвольте, и новые проекты пойдут к ним. Они сейчас, мягко говоря, не перегружены работой, и в условиях рынка будут бороться за те или иные тендеры, чтобы существовать.

Парадокс заключается в том, что иногда и для таких традиционных игроков маржа – не главное, во главе угла стоит денежный поток. Есть работа, есть живые деньги – и хорошо. С них обслуживаются кредиты, поддерживаются на плаву компании, а маржа – это дело второстепенное. Это все противоречит экономической теории, но такова новая арктическая реальная экономика.

Именно поэтому норвежские компании средней руки не могут никоим образом конкурировать с российскими арктическими подрядчиками. И щебень мы на грани рентабельности продадим, и фрахт осуществим дешевле дешевого по Северному морскому пути, и грузы обработаем в наших портах – главное, чтобы была работа.

Конкуренция убила доходность в Арктике, сокращающееся число проектов будет основным фактором банкротства многих из тех, кто эти строки сейчас читает.

А как быть, что делать, какие есть выходы из сложившегося положения, когда предложение превышает спрос, а дальше будет только все жестче? Ответом будет качество предоставляемой услуги. Именно оно и будет лейтмотивом развития предпринимательства в Арктике. Да, будут банкротства, будут скандалы и конкурентная борьба; в ней победит сильнейший, а сила его будет в качестве.

Перевезти груз в срок и силами судна, осуществить ювелирную выгрузку на припай – качественная услуга, ее «абы как» не сделаешь. Нужны мощные краны в отличном техническом состоянии, опытная команда на судне, знающая, как действовать в сложных условиях Арктики, капитан, ставящий безопасность людей и судна превыше всего, но в то же время умеющий подойти к необорудованному берегу по картам 80-х годов и не получить повреждения, умение бункероваться вовремя, оценивать ледовую обстановку.

Принять из других регионов России в порт грузы списком более 5000 наименований, а потом, после укрупнения, сортировки, осуществить сложные погрузочно-разгрузочные операции на судно своей техникой – качественная услуга. С кондачка такое умение не приходит, оно приходит через опыт, этот опыт трансформируется в качество. Качество будет ценить редкий арктический заказчик.

Это только два примера, и за такими операциями стоят годы проб и ошибок, успехов и провалов, новых подходов и традиционных решений в компаниях, которые несут бремя снабжения и логистики в Арктике.

Казалось бы, почему «бремя»? Не всегда же конкуренция была так высока, что доходность стремилась к нулю. Нет, не всегда, а все равно – бремя. В арктических реалиях есть еще фактор неплатежей. Никто в Арктике не платит быстро, а вернее – в Арктике могут не заплатить вообще.

Денег в Арктике нет в их традиционном виде. Проект, аванс, выполнение, расчет – все строго в рамках договоров, приемо-сдаточных актов, счетов-фактур. Нет, нет и нет.

Оплата за услуги с отсрочкой 90 дней, неоплата вовсе по причине отсутствия бюджетного финансирования, увеличение первоначальной сметы в десятки (!) раз из-за непредвиденных расходов, суды, «дебиторка» – вот чем заняты бухгалтерии арктических компаний.

Если в бюджете, будь то казна или частный бюджет, деньги реальные, они моментально употребляются Арктикой в лице ее предпринимателей, но зачастую долги, долги, долги. Один проект перекрывает другой, одни сметы – следующими, так и живет арктический бизнес.

Финансирование государством тех или иных проектов по линии Министерства природных ресурсов и экологии РФ или Министерства обороны РФ – это тема для отдельной статьи. Не знаю таких примеров, чтобы финансирование не урезалось, сроки не переносились, коэффициенты на стройку, к примеру, соответствовали фактическим, сметы были составлены правильно, сроки окончания проектов были выдержаны.

К деньгам в Арктике тоже применим «эффект Золушки». До определенного момента есть все необходимые ресурсы: карета, кучер, платье, туфельки, а потом в одночасье всего этого нет. Предприимчивая Золушка-предприниматель изыщет возможность все ресурсы сохранить во что бы то ни стало, а растерявшаяся предстанет перед Принцем-заказчиком в неприглядном виде.

В заключение хочется подчеркнуть, что время расставит все на свои места еще на нашем с вами, читатель, веку, а качество арктического предпринимательства и будет мерилом успешности того или иного инфраструктурного проекта в Арктике.
neverov.pro

Loading

1