Запрет экспорта лома с мая 2019: анализ ситуации интересов заводов и экспортеров по пояснительной записке Минпромторга
Запрос Минпромторга РФ касательно оценки воздействия меры временного ограничения экспорта лома черных металлов снабжен пояснительной запиской, в которой в частности указано следующее:
Исходя из этих данных можно сделать вывод о росте объема заготовки лома в зависимости от роста цены
Год | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Объем заготовки лома, тыс. тонн | 24165 | 24973 | 25527 | 25950 |
Цена на лом СРТ, руб. | 11171 | 12110 | 14910 | 17727 |
Прирост заготовки лома, тыс. тонн | — | 808 | 554 | 423 |
Прирост цен СРТ, руб. | — | 939 | 2800 | 2817 |
Иными словами, по достижении показателя 25 млн. тонн ломосбора, прирост каждого нового полумиллиона тонн ломосбора в среднем обходится всем потребителям дополнительно в 2800 руб. прироста цены.
Каким путем снизить затраты?
- Технологический путь снижения затрат за счет увеличения доли альтернативного сырья. Таким путем пошел Ашинский МЗ, увеличивая долю переработанных шлаков и брикетированных материалов в шихте. Трубные заводы также идут этим путем, закупая прямовосстановленное железо, но этот материал представлен 1 крупным поставщиком и 2мя мелкими и глобально на снижение цен пока не влияет.
- Административный путь снижения затрат. Если оставить ломосбор на уровне 2015 года за счет прекращения экспорта, то логично предположить и некоторое падение цены, при этом внутренние потребители смогут закупать большие объемы, см. таблицу ниже
При этом надо понимать, что объем импорта лома также может упасть – например Бекабадский завод(Узбекистан) предлагал цену на границе с Казахстаном в 290 долл. США при цене в Турции в тот момент 273 долл. США. Как только цена на границе с РФ упала бы с 16800 до 14000 (т.е. на те же 2800 руб.) можно было бы говорить либо о полном прекращении импорта из Казахстана за счет перемещения потока экспорта в Узбекистан, либо о субсидировании цен на границе.
Почему ситуация с ростом себестоимости лома обострилась именно в этом году?
Рассмотрим прошлогодние поставки лома река-море из Ростова на Дону, внутренние цены НЛМК (СРТ Московская область), цены в Ростове на Дону и цены в Турции. Все цены в рублях, взяты по максимуму месяца, данные приведены на основании отчетов ИНФОЛОМ-2.
По опыту 2017 года заводы знали, что лом дешевле всего стоил в марте – июне, см. статью с описанием ситуации 2017 года по ссылке http://infolom.su/avg_plan17
Попытка повторить аналогичное сезонное снижение цен в 2018 году (см. статью http://infolom.su/fp052018/ ) столкнулась с ростом цен на экспорте. Пока у заводов были запасы, они держались, но с июля, столкнувшись с реальным дефицитом лома, заводы были вынуждены поднять цены, в некоторых регионах свыше 20 тыс. руб. за тонну.
Но в конце ноября, как только потребители внутреннего рынка лома черных металлов решили несколько выровнять себестоимость запасов за счет начала снижения цен, началась активная отгрузка лома в декабре 2018 г. на экспорт через Ростовский порт. Забота о себестоимости запасов появилась не на пустом месте – появление на рынке нераспроданных партий экспортной квадратной заготовки(см. статью по экономике заводов в 3 кв. 2018 г. по ссылке http://infolom.su/nlmk231018/ ) заставило заводы пойти на понижение цен.
Комментарий по ситуации с запасами лома и ценой готовой продукции в 3-4 кв. 2018 г. приведен по ссылке http://infolom.su/ssdown111018/
Откуда экспортируемый лом появился в Ростове на Дону в декабре в таком объеме?
Рассмотрим данные по поставкам лома внутренними водными путями по Волге до Ростова на Дону в 2018 г.
В таблицу не включены суда, следующие по Волге напрямую в Турцию, только с перегрузом в Ростове. Как только в ноябре начали падать цены на лом у российских заводов, объемы из Волгограда, Самары, Казани и Тольятти пошли по реке к ростовским экспортерам. Попытка «разбавить» дорогой лом остатками за счет снижения цен удалась в меньшей степени, нежели на то рассчитывали заводы.
Описанные выше расчеты и коммерческие комбинации и привели в итоге к запросу ФРТП в Минпромторг в отношении временного ограничения экспорта лома.