Запрет экспорта лома с мая 2019: анализ ситуации интересов заводов и экспортеров по пояснительной записке Минпромторга

Запрос Минпромторга РФ касательно оценки воздействия меры временного ограничения экспорта лома черных металлов снабжен пояснительной запиской, в которой в частности указано следующее:

Исходя из этих данных можно сделать вывод о росте объема заготовки лома в зависимости от роста цены

Год2015201620172018
Объем заготовки лома, тыс. тонн24165249732552725950
Цена на лом СРТ, руб.11171121101491017727
Прирост заготовки лома, тыс. тонн808554423
Прирост цен СРТ, руб.93928002817

Иными словами, по достижении показателя 25 млн. тонн ломосбора, прирост каждого нового полумиллиона тонн ломосбора в среднем обходится всем потребителям дополнительно в 2800 руб. прироста цены.

Каким путем снизить затраты?

  1. Технологический путь снижения затрат за счет увеличения доли альтернативного сырья. Таким путем пошел Ашинский МЗ, увеличивая долю переработанных шлаков и брикетированных материалов в шихте. Трубные заводы также идут этим путем, закупая прямовосстановленное железо, но этот материал представлен 1 крупным поставщиком и 2мя мелкими и глобально на снижение цен пока не влияет.
  2. Административный путь снижения затрат. Если оставить ломосбор на уровне 2015 года за счет прекращения экспорта, то логично предположить и некоторое падение цены, при этом внутренние потребители смогут закупать большие объемы, см. таблицу ниже

При этом надо понимать, что объем импорта лома также может упасть – например Бекабадский завод(Узбекистан) предлагал цену на границе с Казахстаном в 290 долл. США при цене в Турции в тот момент 273 долл. США. Как только цена на границе с РФ упала бы с 16800 до 14000 (т.е. на те же 2800 руб.) можно было бы говорить либо о полном прекращении импорта из Казахстана за счет перемещения потока  экспорта в Узбекистан, либо о субсидировании цен на границе.

Почему ситуация с ростом себестоимости лома обострилась именно в этом году?

Рассмотрим прошлогодние поставки лома река-море из Ростова на Дону, внутренние цены НЛМК (СРТ  Московская область), цены в Ростове на Дону и цены в Турции. Все цены в рублях, взяты по максимуму месяца, данные приведены на основании отчетов ИНФОЛОМ-2.

По опыту 2017 года заводы знали, что лом дешевле  всего стоил в марте – июне, см. статью с описанием ситуации 2017 года по ссылке http://infolom.su/avg_plan17

Попытка повторить аналогичное сезонное  снижение цен в 2018 году (см. статью http://infolom.su/fp052018/ )  столкнулась с ростом цен на экспорте. Пока у заводов были запасы, они держались, но с июля, столкнувшись с реальным дефицитом лома, заводы были вынуждены поднять цены, в некоторых регионах свыше 20 тыс. руб. за тонну.

Но в конце ноября, как только потребители внутреннего рынка лома черных металлов решили несколько выровнять себестоимость запасов за счет начала снижения цен, началась активная отгрузка лома в декабре 2018 г. на экспорт через Ростовский порт. Забота о себестоимости запасов появилась не на пустом месте – появление на рынке  нераспроданных партий экспортной квадратной заготовки(см. статью по экономике заводов в 3 кв. 2018 г. по ссылке http://infolom.su/nlmk231018/ ) заставило заводы пойти на понижение цен.

Комментарий по ситуации с запасами лома и ценой готовой продукции в 3-4 кв. 2018 г. приведен по ссылке http://infolom.su/ssdown111018/

Откуда экспортируемый лом появился в Ростове на Дону в декабре в таком объеме?

Рассмотрим данные по поставкам лома внутренними водными путями по Волге до Ростова на Дону в 2018 г.

В таблицу не включены суда, следующие по Волге напрямую в Турцию, только с перегрузом в Ростове. Как только в ноябре начали падать цены на лом у российских заводов, объемы из Волгограда, Самары, Казани и Тольятти пошли по реке к ростовским экспортерам. Попытка «разбавить» дорогой лом остатками за счет снижения цен удалась в меньшей степени, нежели на то рассчитывали заводы.

Описанные выше расчеты и коммерческие комбинации и привели в итоге к запросу ФРТП в Минпромторг в отношении временного ограничения экспорта лома.

Loading

0