ФАС проследит за ценой аренды вагона
Служба придумала, как определить, злоупотребляет железнодорожный оператор доминирующим положением или нет
Весной правительство озаботилось тем, какую долю занимают транспортные расходы в цене продукции. Курирующий транспорт вице-премьер Аркадий Дворкович по итогам совещания с угольными компаниями поручил Минэкономики, Минтрансу и ФАС вместе с РЖД и советом потребителей монополии к 1 сентября рассчитать, какими могут быть предельно допустимые уровни транспортной составляющей для разных отраслей экономики. Сейчас, например, в стоимости щебня и песка железнодорожная составляющая может достигать 80%, а в экспортной стоимости угля не превышает 30%, оценивает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.
И вот ФАС оценила, во сколько операторам обходится содержание парка (расчет стоимости отправлена в аппарат правительства, «Ведомости» ознакомились с содержанием документов, их подлинность подтвердили два человека, участвующих в их обсуждении). Нормативную цену содержания служба предлагает использовать, чтобы понять, злоупотребляет оператор доминирующим положением или нет. По расчетам ФАС, содержание полувагонов обходится операторам в 601 руб./сутки, если это новый вагон. Если он инновационный, производства Тихвинского вагоностроительного завода, то 616 руб./сутки, «Уралвагонзавода» – 555 руб./сутки. Полувагон со сроком эксплуатации 10 лет – 577 руб./сутки.
По мнению ФАС, целесообразно постоянно наблюдать за фактической стоимостью вагонной составляющей в тарифе. Для определения монопольно высокой и монопольно низкой цены ФАС разработала методику. При ее использовании будет применяться нормативная стоимость содержания вагона. Монопольно высокой служба предлагает считать цену, если она на 10% выше конкурентной цены (формируется на электронной площадке) или нормативной стоимости. Нормативная стоимость будет применяться, например, при предоставлении узкоспециализированного подвижного состава. Это не регулирование, а антимонопольный контроль, подчеркивает представитель ФАС: методика будет применяться при рассмотрении дел о злоупотреблении доминирующим положением и при мониторинге рынка перевозок: «Она необходима для того, чтобы измерять динамику роста цен на предоставление вагона».
Минтранс подготовил доклад («Ведомости» ознакомились с ним) по поручению аппарата правительства с учетом мнений участников рынка. Учитывая стоимость ремонта, амортизационные отчисления, расходы на обслуживание кредитов, по данным РЖД, содержание универсального полувагона в 2016 г. обойдется оператору в 1,8 млн руб. в год, или 937,5 руб./сутки. Инновационный будет стоить от 1,9 млн руб. в год (940,4 руб./сутки) до 2,15 млн руб. (1280 руб./сутки). По данным «Совета участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава», стоимость содержания вагона – не ниже 940 руб./сутки.
Чтобы сохранить инвестиционную привлекательность операторского бизнеса, ставка на предоставление вагона должна быть не ниже 1300 руб./сутки, считает Минтранс. Нынешней ставки не хватает даже на обновление парка, полагает министерство. В 2016 г. операторы закупили 11 800 вагонов, а выбыло 64 700 вагонов.
Но пока ставки растут, жалуются грузоотправители. Союз производителей цемента написал в ФАС, что с начала года стоимость предоставления вагона выросла на 68% до 900 руб./сутки. Менеджер крупной угольной компании рассказывает, что предоставление вагона обходится в среднем на 10% дороже, чем полгода назад. Подорожание связано с дефицитом как вагонов, так и локомотивов по отдельным направлениям, считает он.
Ведомости