Государство хочет создать единого оператора речной инфраструктуры
Как стало известно “Ъ”, первый вице-премьер Андрей Белоусов поручил обдумать вопрос создания единого оператора инфраструктуры внутренних водных путей. Идея рассматривается в рамках проработки профильного нацпроекта стоимостью до 800 млрд руб. По словам собеседников “Ъ”, речь идет о том, чтобы оператор занялся инвестициями в расширение узких мест Единой глубоководной системы, страдающих от маловодья, а затем брал дополнительную плату за проход судов. Все это призвано сделать инвестиции государства в речную инфраструктуру хотя бы частично возвратными.
Первый вице-премьер Андрей Белоусов поручил Минтрансу проработать вопрос целесообразности создания единого оператора инфраструктуры внутренних водных путей. Идея создания такого оператора обсуждается в рамках будущего профильного нацпроекта. Как следует из протокола совещания у Андрея Белоусова от 30 ноября (копия есть у “Ъ”), к 30 июня 2021 года Минтранс должен представить в правительство концепцию нацпроекта, к 15 января — подходы к ней.
К 1 марта Минтрансу поручено провести оценку перспективных грузовых и пассажирских потоков на внутреннем водном транспорте по макрорегионам, в том числе с учетом планов грузоотправителей и вариантов взаимоувязанного развития водного, автомобильного и железнодорожного транспорта.
Кроме того, планируется провести анализ «узких мест» и оценку конкурентоспособности водного транспорта и определить требования к целевой модели до 2035 года.
К 30 апреля должна быть также определена опорная сеть объектов и предложения по этапам ее развития, перечень ключевых проектов с финансово-экономическим обоснованием и предельными объемами финансирования «с учетом возможности обеспечения возвратности государственных инвестиций».
Как сообщал “Ъ” 5 ноября, президент Владимир Путин по итогам расширенного заседания президиума Госсовета 28 сентября поручил рассмотреть вопрос разработки национального проекта по развитию внутреннего водного транспорта. Предварительно в состав нацпроекта могут войти три федеральные программы: «Развитие сети внутренних водных путей», «Развитие грузовых, пассажирских перевозок и инфраструктуры внутреннего водного транспорта», «Повышение уровня безопасности и экологичности внутреннего водного транспорта».
По данным “Ъ”, проанализированы три сценарных подхода (в зависимости от суммы финансирования). По предварительным оценкам, затраты на нацпроект в рамках этих сценариев оценивались в 430 млрд руб., 560 млрд руб. и 790 млрд руб. соответственно. В ноябре в своем выступлении на «Транспортной неделе» глава Росморречфлота Александр Пошивай говорил, что при формировании концепции нацпроекта агентство получило ответы от 37 регионов с общей суммой заявок в 136,4 млрд руб. Еще 285 млрд руб. заложено в текущих программах.
Как пояснял господин Пошивай, на первоначальном этапе предполагается вводить плату на тех участках водных путей, где будут производиться масштабные работы по строительству гидротехнических сооружений.
«Просто за то, что здесь прошло судно, просить «дай денег» — это неправильный подход»,— подчеркивал он.
Источники “Ъ” в отрасли говорят, что создание единого оператора инфраструктуры на внутренних водных путях непосредственно связано с вопросом введения платы. Тема обсуждается уже давно, однако Росморречфлот выступал против такого органа, говорят они. В частности, агентство ссылалось на работу уже существующих администраций бассейнов, в функции которых входит содержание путей и гидротехнических сооружений, портовый контроль и т. д., рассказывают собеседники.
Один из источников “Ъ” в отрасли считает, что создание оператора целесообразно на участках, расшивка которых приведет к увеличению эффективности судоходства: там можно будет брать дополнительную плату с судоходных компаний (до 20% от возможной экономии). Например, таким участком мог бы стать Багаевский гидроузел, а в перспективе Волго-Дон от впадения Волги в Каспийское море до Азовского моря. Задачей оператора как раз мог бы стать поиск таких участков, направление инвестиций в их расшивку, улучшение экономики судовладельцев и грузовладельцев, рассуждает собеседник “Ъ”. Это, полагает он, могло бы сделать инвестиции государства в речную инфраструктуру возвратными.