Инициативу по производству в Казахстане контейнеров для перевозки зерна назвали преждевременной
В настоящее время Министерством промышленности и строительства РК рассматривается вопрос организации производства контейнеров для перевозки зерна на базе действующих вагоностроительных мощностей (АО «ЗИКСТО», ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания», АО «Семипалатинский машиностроительный завод», «Атырауская вагоностроительная компания»).
В ОЮЛ «Саморегулируемая организация «Ассоциация казахстанских грузовых железнодорожных перевозчиков» инициативу назвали хорошей, но преждевременной.
Во-первых, рынок контейнерных перевозок у нас достаточно маленький. По итогам 2023 года доля контейнеризации грузов составила всего 6,1% от общего грузооборота.
Во-вторых, стоимость перевозки грузов в контейнерах практически по всем группам товаров выше стоимости повагонных отправок от 30 до 40%. В результате, значительная часть контейнеропригодных грузов транспортируется в вагонах.
При запуске отечественного производства контейнеров цена еще больше увеличится, а конкурентоспособность контейнерных перевозок, соответственно, еще больше снизится.
В-третьих, неразвитая инфраструктура для осуществления контейнерных перевозок. Сегодня только 10,6% станций могут осуществлять контейнерные операции, в связи с чем, происходит удлинение расстояний порожнего пробега, что также снижает привлекательность контейнерных перевозок (равно как и рентабельность инициативы по производству контейнеров в стране).
Помимо перечисленного, широкий пласт проблемных вопросов не решён в части институционального обеспечения. В частности, отсутствуют прозрачные правила и сбалансированная тарифная политика для контейнерных грузоперевозок.
Также, множество нареканий вызывает наболевшая для всего рынка ж/д грузоперевозок тема согласования плана перевозок грузоотправителей.
Несмотря на то, что процесс осуществляется в автоматизированном режиме системой управления ГУ-12, критерии согласования либо отказа в приеме груза к перевозке непрозрачны и не регламентированы.
Считаем, что прежде, целесообразно решить указанные вопросы, устранив сдерживающие факторы и обеспечив базовые условия для развития контейнерных перевозок, что соответствующим образом создаст спрос на подвижной состав.