Перспективы вывоза лома из портов Крыма, Херсонской и Запорожской области

В связи с тем, что на согласовании в Минпромторге РФ находится проект указа главы ДНР об ограничении транзита лома через ее территорию, есть существенный шанс на ограничение или даже невозможность вывоза лома из Крыма, а также из Херсонской и  Запорожской областей.

Рассмотрим перспективные порты вывоза лома, с учетом возможных рисков. Очевидно, что наличие морских дронов делает небезопасным вывоз из морских портов Черноморского побережья Крыма и Херсонской области. В то же время такую перспективу стоит рассмотреть в рамках отдельной статьи.

Итак, для каждого региона есть следующие варианты вывоза из портов:

— Керчь (Республика Крым)
— Геническ (Херсонская область)
— Бердянск (Запорожская область)

Доставка до портов:
— Таганрог (Ростовская область)
— Ейск (Краснодарский край)
— Новороссийск (Краснодарский край)

Участок Керченский торговый порт акватории морского порта принимает суда длиной до 200 метров и осадкой до 8 метров. Порт оснащен современным оборудованием, перегрузочными машинами и механизмами, позволяющими перерабатывать 2,5 млн. т в год генеральных грузов, включая контейнеры, навалочные грузы, колесную автотехнику, зерновые, непосредственно у причалов порта, и до миллиона тонн на рейде.

Участок Керченский рыбный порт акватории морского порта принимает суда с осадкой не более 6,9 метра и длиной до 160 метров. Специализировался на переработке рыбной продукции. Имеется возможность обработки навалочных, генеральных и наливных грузов широкой номенклатуры. Порт может перерабатывать скоропортящиеся грузы.

Участок порт «Камыш-Бурун» акватории морского порта принимает суда длиной до 200 метров и осадкой до 6 метров. Специализируется на перевалке ферросплавов, углей, марганцевого концентрата, коксовой мелочи, генеральных грузов. Порт незамерзающий. Акватория порта удобна для безопасной стоянки судов в любую погоду.

В то же время стоит обратить внимание, что на спутниковых снимках Керченского порта нет ни одной площадки по накоплению и перевалке металлолома. Аренда причала под такую площадку будет конкурировать с альтернативами использования причалов по вывозу зерна и поставкам иных грузов для Республики Крым. Также стоит обратить внимание на то, что подвоз лома автотранспортом приведет к сужению логистических возможностей автотрассы А-291 «Таврида» в отношении иных грузов, а перевозки по железной дороге внутри Крыма до Керчи также скажутся на себестоимости лома.

Порт Геническ (Херсонская область) является мелководным. В настоящее время он не работает, цитата по MORVESTI.RU:

«Генический морской торговый порт после реконструкции сможет осуществлять перевалку зерна и минеральных удобрений, сообщил ТАСС губернатор Херсонской области Владимир Сальдо.

В апреле в Минтрансе региона сообщали ТАСС, что власти области ищут инвесторов для запуска морского сообщения из Геническа. Для работы порта необходимо углубление фарватера, его восстановление планируется провести в рамках государственно-частного партнерства.

«Минтранс Херсонской области в настоящее время разрабатывает план комплексной реконструкции порта и ведет поиск инвестора. Планом предполагается развитие элеваторных мощностей, транспортной и портовой инфраструктуры. Предполагается, что после реконструкции Генический морской торговый порт сможет осуществлять перевалку не только генеральных, строительных и сыпучих грузов, но также зерна и минеральных удобрений», — сказал Сальдо.

Он уточнил, что «сейчас морской торговый порт Геническ не осуществляет производственную деятельность ввиду необходимости выполнения дноуглубительных работ и капитального ремонта причальных сооружений»».

Иными словами, вывоз лома из порта Геническ возможен только после открытия этого порта после реконструкции. Его использование в ближайшее время для вывоза лома невозможно.

Порт Бердянск является единственным морским транспортным узлом Запорожской области.

Азовский морской порт Бердянск является универсальным портом, способным переваливать следующие виды грузов: зерно, нефтепродукты, уголь, кокс, руда, металлы, другие генеральные и навалочные грузы. В составе порта 9 причалов общей длиной 1373 м, глубины у причалов от 5,5 м до 8,4 м. Подход к порту осуществляется по подходному каналу протяженностью 11 морских миль с проходной осадкой 7 метров. Подведомственное Росморречфлоту ФГУП «НИКИМП» обеспечивает решение задач развития инфраструктуры водного транспорта в новых регионах РФ.

Сравнение спутниковых снимков до 2022 года и более современных говорит о том, что ранее на одном из причалов имелся пункт накопления металлолома. В то же время на более современном спутниковом снимке эта площадка не отображается. Согласно статье Neftegaz.ru можно судить о том, что в июне 2022 г. порт был полностью восстановлен:

завершено разминирование порта;
создан безопасный коридор шириной 2 мили для выхода в Черное море;
заработала инфраструктура:
крановое хозяйство,
электроснабжение,
большинство грузовых причалов,
лоцманская служба;
наладились контакты с Турцией на продажу собранного в Бердянском районе зерна.

То есть порт на данный момент стал во многом зерновым, и прежняя площадка по вывозу металлолома возможно уже поменяла свою специализацию. Также не известно, какая часть мощностей порта используется для иных, важных для обороны региона грузов.

Делать выводы о готовности порта Бердянск к вывозу лома уже в ближайшее время не приходится.

Теперь о портах поставки лома

В порту Таганрог ранее был причал по экспорту лома металлов, но в связи с ограничениями вывоза лома из региона на современных спутниковых снимках видны места выгрузки зерна, угля, металлов. Возможность аренды причала под вывоз лома в настоящее время является неопределенной.

В порту Ейск ранее была не менее чем одна площадка по вывозу лома на экспорт. После 2022 года эта деятельность сократилась и площадка переведена под другие грузы. Но скорее всего, возможность открыть такую площадку заново есть, но опять же это потребует времени.

В порту Новороссийск площадки по вывозу лома достаточно давно нет. В связи с острой востребованностью портовых мощностей для перевалки глубоководных грузов организация такой площадки маловероятна, даже не принимая во внимание экономические соображения. В то же время, скорее всего, возможно принимать лом в контейнерах, равно как и любой другой контейнерный груз.

Краткий анализ ситуации в портах позволяет сделать вывод о том, что теоретически возможно организовать маршруты судов с ломом металлов из порта Керчь в порты Ейск (как навалочный груз) и в порт Новороссийск (как контейнерный груз). Перевалка навалочного груза может стоить от 1500 руб. США за тонну, и фрахт судна навряд ли менее 500000 руб. в сутки.

То есть маршрут Керчь-Ейск при обороте судна не менее 5 раз в месяц с учетом рисков терроризма, ракетной опасности и метеоусловий и перевалке порядка 10 тыс. тонн в месяц обойдется теоретически в минимум в 45 млн. руб. или 4500 рублей на тонну. При этом в данный расчет не включена стоимость аренды участков порта Ейск и порта Керчь, а также стоимость логистики по Крыму и Краснодарскому краю. Стоит заметить, что существующие арендаторы и владельцы причалов в Ейске и в Керчи возможно будут возражать против перевалки металлолома.

Данная мера приведет к существенному падению объемов ломосбора в регионе из-за невозможности вывоза или существенного обременения ценой логистики.

В то же время в перспективе инвестиции в площадки в портах Бердянск и Геническ возможно будут целесообразными для организации поставок лома водным транспортом. Помимо ограничений по условиям безопасности потребуются серьезные государственные субсидии в инфраструктуру портов.

Loading

0