Как изменится экспорт лома и металлопродукции через черноморские порты после завершения «зерновой сделки»
По сообщению телеграм-канала https://t.me/bbbreaking/161086 «С 05:00 20 июля Украина запрещает ввиду опасности судоходство в районах Северо-восточной части Черного моря и Керчь-Еникальского пролива.»
Иными словами экспорт металлопродукции из порта Ростов-на-Дону и других южных портов России может столкнуться с военным риском. Надо сказать, что в прошлом году уже был случай поражения гражданского судна ракетой в Азовском море.
Какие есть варианты обеспечения безопасности судоходства?
1. Предположительно: введение специальной страховки от российского правительства, то есть гарантия покрытия убытков и выплата всех видов возмещений судовладельцам и членам экипажа судов.
2. Возможный ввод системы конвоев до турецких территориальных вод. Наш портал не специализируется на военно-морской тематике, в силу чего мы не можем дать заключение об эффективности подобной меры.
3. «Рисковые судоходные компании». Инвестирование в специальную судоходную компанию(или даже несколько) для работы с российскими портами, которая будет брать на себя риск перевозок, компенсированный соответствующим фрахтом. В мире немало капиталов разного происхождения, которые будут не прочь вложиться в такую компанию с гарантией доходности(а может и анонимности!) и за полную компенсацию издержек. При царе Александре II для быстрого привлечения капиталов в строительство железных дорог гарантировали определенную доходность и полное покрытие убытков(если таковые будут) и это позволяло стахановскими темпами привлекать капитал для ускоренного строительства железных дорог. Почему бы не сделать так сейчас с кораблями?
4. Гарантии турецкого правительства своим судоходным компаниям. Для турецких компаний торговля с Россией очень выгодна. И терять доходы от этой торговли из-за чьих-либо заявлений собственники турецких компаний совсем не собираются. Поэтому для определенных сделок, связанных с вывозом именно в Турцию российских ресурсов(включая возможно и лом!), турецкое правительство предположительно даст гарантии своим судовладельцам, предположительно, на какой-то конкретный маршрут или даты.
В любом случае стоит ожидать роста фрахтовых ставок на южном направлении.