Как металлургия России будет выживать после полного закрытия экспорта в ЕС
Санкции в отношении продукции российской металлургии были предусмотрены в самых первых пакетах ЕС, в восьмом и в одиннадцатом. Также они упомянуты в последнем, двенадцатом, но с оговорками, которые страшно возмутили антироссийски настроенную общественность Европы и представителей металлургической промышленности отдельных европейских государств, пишет Репортёр.
Как известно, наша страна является крупным экспортером металлургической продукции. На мировом рынке, например, алюминия ее доля достигала 20%. Доля импорта российской стали в ЕС находилась на уровне от 10% до 15%, составив в 2020 году 3,2 миллиона тонн. Крупнейшими отечественными игроками на рынке Евросоюза были компании «Северсталь» и НМЛК (Новолипецкий металлургический комбинат).
Последняя особо примечательна тем, что имела дочерние предприятия в Бельгии (NLMK La Louvière и NLMK Clabecq), Дании (NLMK DanSteel), Италии (NLMK Verona) и Франции (NLMK Strasbourg), а головная компания зарегистрирована на кипрском офшоре.
В итоге под западные санкции попали все значимые отечественные металлургические предприятия: «Северсталь», НЛМК, Evraz и Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), а также их владельцы. ЕС наложил ограничения на импорт горячекатанного и холоднокатанного проката, изделий из чугуна и нелегированной стали, стальной катанки, проволоки, арматуры и трубной продукции из России со следующими формулировками:
Запрет ЕС на импорт тех стальных изделий, которые в настоящее время попадают под защитные меры ЕС, обернется примерно €3,3 млрд потерянных экспортных доходов для России. Увеличенные квоты на импорт будут распределены среди других стран.
Однако накануне в Старом Свете разгорелся скандал, связанный с небольшим абзацем на пятой странице текста двенадцатого по счету санкционного пакета против РФ. Согласно ему, Европа продолжит импортировать некоторые виды стальной продукции из России, в частности слябы, как минимум еще четыре года.
По словам функционера от европейской металлургии, Россия продолжит поставлять по 3 миллиона тонн стальных заготовок, зарабатывая на этом не менее 2 миллиардов евро в год. Уж после этого Брюссель намерен точно прикрыть эту лавочку! Но почему Европа почти за два года так и не смогла полностью избавиться от зависимости от российского импорта, и что делать самой России, когда ее слябы действительно окажутся там не востребованы?
Если внимательно посмотреть на происходящее, то становится очевидно, что ведущие игроки отечественной металлургии будут выживать каждый по-своему.
Во-первых, «Северсталь» была вынуждена из-за введенных рестрикций полностью покинуть европейский рынок, приняв решение переориентировать экспорт на Юго-Восточную Азию, прежде всего, в КНР, Таиланд, Вьетнам и Индонезию, а также на Ближний Восток, Африку и Южную Америку.
В пресс-службе компании прокомментировали это решение следующим образом: После остановки поставок в ЕС в связи с ограничениями, мы объявили, что намерены перенаправить эти объёмы на альтернативные рынки, включая Азию, Ближний Восток, Африку, Южную Америку. В настоящий момент мы решаем технические вопросы, связанные с перенаправлением той стальной продукции, которая раньше продавалась в Европу.
Во-вторых, руководство НЛМК воспользовалось тем, что у него имеются собственные дочерние предприятия в ряде европейских стран, о чем было сказано выше. Туда они отправляли из России слябы в качестве полуфабрикатов, а на территории ЕС происходила переработка на прокатных заводах.
Собственно говоря, речь в статье идет именно об европейских подразделениях компании НЛМК, которая смогла продавить сохранение исключений для себя, чтобы не ломать устраивающую всех бизнес-модель. Закрытие заводов только в Бельгии вынудило бы уволить 4 тысячи местных работников.
В-третьих, в среднесрочной перспективе, когда рынок Старого света все же перестроится, поддерживать отечественных металлургов получится за счет развития внутренних масштабных инфраструктурных проектов, требующих огромное количество металлов.
В частности, президент Путин продолжает говорить о строительстве высокоскоростных магистралей (ВСМ), стоимость которых оценивается в сумму порядка 11 триллионов рублей. Расширяются пропускные возможности Транссиба и БАМа. Не отказываются у нас и от идеи прокладки «Силы Сибири-2» от западносибирских месторождений газа до Китая. Фактически с нуля придется восстанавливать многие города и населенные пункты «новых» российских регионов.