Комплексы автоматической фиксации настраивают на борьбу с грузовиками в Подмосковье
Власти Московской области, выяснил “Ъ”, начали активную борьбу с владельцами транзитных грузовиков, которые, избегая трасс, контролируемых системой «Платон», прокладывают путь через подмосковные города и поселки. Впервые в России подмосковные власти начали использовать камеры и технологию, напоминающую фиксирование средней скорости движения, для наказания нарушителей. Жесткие меры вводятся в ответ на просьбы жителей, жалующихся, что транзитный транспорт портит экологию и создает пробки, поясняют в региональном минтрансе. Водители грузовиков въезжают в населенные пункты из-за нехватки объездных дорог в Московской области, поясняют эксперты.
О том, что власти Московской области начали с помощью камер выявлять новый состав нарушений ПДД — проезд грузовиков транзитом через населенные пункты, “Ъ” рассказал замминистра транспорта Подмосковья Игорь Королев. Такое решение, подчеркнул он, было принято после жалоб жителей. «Гражданам не нравится, когда мимо их домов постоянно ездят тяжелые грузовики,— пояснил господин Королев.— Эта проблема актуальна для жилых зон Московской области. Большегрузы пытаются через населенные пункты объехать федеральные дороги, чтобы не платить за «Платон». Из-за этого наносится дополнительный вред региональной сети».
Таким образом, впервые комплексы автоматической фиксации применены для борьбы с транзитным транспортом.
Технология фиксации нарушения, как выяснил “Ъ”, напоминает систему измерения средней скорости движения на участке дороги (применяется в ряде регионов РФ с 2013 года). На въезде в поселок или город устанавливается знак «Движение грузовых автомобилей запрещено», на выезде — знак, отменяющий запрет (ограничение распространяется на грузовики массой от 7 тонн). Система рассчитывает время, необходимое для проезда поселка или города без остановки: если водитель уложился в него или проехал быстрее, владельцу транспортного средства придет штраф на сумму 500 руб. за транзитный проезд. Если грузовик задержался в городе, например, привез товары и разгружался у магазина, камера его проигнорирует.
ПДД, напомним, разрешают проезжать под знаком грузовикам массой до 26 тонн для «обслуживания предприятий». Из логики работы системы следует, что при проезде десятикилометрового участка со скоростью 60 км/ч меньше чем за шесть минут автовладелец будет оштрафован. Камеры, рассказал Игорь Королев, уже фиксируют подобные нарушения в Бронницах: с 13 октября вынесено несколько сотен постановлений. В ближайшее время контроль ужесточат еще в десяти населенных пунктах.
По данным областного минэкологии, автотранспорт в Подмосковье дает более 50% вклада в загрязнение атмосферы (по оксиду и диоксиду азота, оксиду углерода, диоксиду серы и металлам).
На территории региона зарегистрировано 321 тыс. грузовых автомобилей (9% от всего автопарка), ежедневно на дороги выезжает около 200–230 тыс. грузовиков. В 2019 году транспорт произвел 365 тыс. тонн совокупных выбросов, из них доля грузовиков — 21%. «Контроль транзита не приведет к общему снижению объема выбросов, однако значительно уменьшит количество выхлопных газов и пыли в воздухе вблизи населенных пунктов»,— заявили “Ъ” в пресс-службе министерства.
Объезд федеральных трасс через населенные пункты экономически нецелесообразен, считает представитель системы «Платон». «Меньше скорость, больше перекрестков и светофоров, узкие для проезда дороги, а значит, дольше по времени и больше расход топлива,— говорит собеседник “Ъ”.— В разы ниже безопасность из-за большого числа пешеходов. Скорее всего, водители грузовиков с явным перегрузом объезжают посты весогабаритного контроля или временные заторы из-за ремонта, а не рамки «Платона»».
Грузовики едут через населенные пункты из-за дефицита объездных дорог, поясняет координатор проектов ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко.
Мало кому доставляет удовольствие проезд по населенным пунктам и стояние у светофоров,— говорит он.— При наличии путей объезда никто соваться в поселки не будет. Если объезда нет, а это довольно частая ситуация для Московской области, делать крюк в 50–100 км никто не будет, все поедут через город». Он приводит в пример территорию между Калужским и Новорижским шоссе: раньше, чтобы попасть с одной трассы на другую, нужно было ехать через «бетонку» или МКАД, но недавно там построили ряд новых шоссе-дублеров (включая участки ЦКАД), повысивших связанность сети.
Игорь Королев не исключает, что после запуска новой системы некоторые водители грузовиков будут специально ехать медленно, чтобы не получить штраф. «Это в какой-то степени даже хорошо, ибо никто не будет гонять в жилых зонах,— признается господин Королев.— Надо понимать, что временной интервал мы можем потом скорректировать, а ехать совсем медленно грузовик специально не будет. Это точно привлечет внимание ГИБДД и невыгодно с точки зрения расхода топлива».