Крупнейшая автосвалка Европы
На карте Европы, в самом её центре, находится самая молодое, после Южного Судана, государство в мире — Косово. Оно отделилось от Сербии на рубеже 2010-х, силами албанского населения края, составлявшего преимущественное большинство. С применением силы, оружия, жертвами, причем немалыми, миротворческим контингентом и изгнанием с территории части неугодного по национальному и религиозному признаку населения. Именно из-за конфликта в Косово американцы бомбили Сербию и Белград в 1999 году и именно после тех событий и ввода миротворческих сил, краю Косово удалось отдалиться от сербских властей и пойти по пути независимости, пишет TravelManiac.
При этом Сербия не признает независимости Косово, продолжает считать её своей территорией, хоть и не контролирует. Внутри самого Косово, кстати, есть территория — Северное Косово, которую не контролирует уже косовское правительство, которая подчиняется Сербии и населена сербами. Эдакий анклав внутри анклава.
Косово — это Сербия: граффити в одном из населенных пунктов неподконтрольного ковоскому правительству анклава Северное Косово
Россия в том косовском конфликте выступила на стороне Сербии, оказывая, в том числе военную помощь (помните знаменитый 600-километровый марш—бросок российских миротворцев из Боснии на аэродром Приштины, чтобы занять его и не дать возможность приземляться там авиации НАТО).
Когда Косово объявило в 2008-м независимость, Россия её не признала, как и почти 100 других государств в мире. В итоге в центре Европы уже более 10 лет существует частично признанная страна, уникальная в этом во всем мире.
Гордая, отделившаяся, но так и не понятно — то ли серая зона, то ли признанная. И как многие другие не признанные всем миром страны, выглядит бедно, уныло, неумыто и безнадежно. Не имеет нормального доступа к международным рынкам, раздираемая бесконечными межнациональными и межрелигиозными распрями внутри страны, которые сдерживает только миротворческий контингент.
Экономика Косово крайне неустойчивая, хотя и демонстрирующая признаки роста. Здесь высокий уровень безработицы и просто гигантский объем черного и серого рынков — в тени здесь находится фактически все.
Множество косоваров уехали в разные страны ЕС в качестве гастарбайтеров, серьезно облегчая социальную нагрузку государства, которое не в состоянии обеспечивать соцзащитой пенсионеров и безработных, и давая даже бОльший поток денег, чем суммарно весь ковоский экспорт.
Косово в значительной степени финансируется внешними донорами: помимо гастарбайтеров это ООН, ЕС и Албания, исторически опекающая Косово и приложившая немало усилий для ухода республики из-под крыла Сербии.
Косово также известно, как бездонная яма, которая поглощает тысячи угоняемых по всей Европе машин и является главным перевалочным пункт для запрещенных веществ и оружия, следующего из Азии в Европу и обратно.
Торговля вещества, проходящими через край, и вовсе имеет огромное значение для экономики страны! Есть данные, что годовой оборот достигает 1 млрд евро и через Косово проходит до 80 % всех веществ, поставляемых в страны Европы.
Дырявые границы и практически ее отсутствие между Косово и братской для нее Албанией и высокий уровень коррупции — две составляющие «контрабандного успеха».
Таким я увидел пограничный переход, когда въезжал в Косово со стороны Сербии. Пограничникам с обеих сторон глубоко все равно на многие проезжающие машины, в наш багажники они даже не заглянули, и лишь сербские погранцы поинтересовались, с какой целью мы направляемся на непризнанную территорию.
Ответ, что мы туристы и нам интересно, как там живут люди, немного удивил парней в форме, но они лишь пожали плечами и поставили выездной штамп…
Косово начало «впечатлять» с первых минут. Дороги ужасные, повсюду какая-то разруха, недостроенные или заброшенные строения, огромное количество мусора и автосвалок.
Вообще, Косово — можно сказать, сплошная автомобильная свалка. Количество сваленных в огромные кучи машин просто поражает.
Здесь можно увидеть как совсем старый автохлам, так и еще довольно сносные машины. Причины этого явления достаточно просты и их две. Первая — Европа сливает сюда весь свой автохлам, чтобы не утилизировать у себя. Здесь местные работяги снимают все, что можно снять, и уже затем поставляют б/у автозапчасти обратно в ту же Европу, Россию, Казахстан, Украину и т.д.
Вторая — сюда везут краденые машины тоже со всей Европы. Часть машин оседает у косоваров в качестве личного транспорта, а часть идет все на те же разборки, и затем все на те же рынки Европы и бывшего СССР.
На 80-километровом участке от границы с Сербией до столицы Приштины сотни таких автосвалок.
У самих местных жителей автомобильный транспорт, в основном, довольно старый и дряхлый. Хотя по пути встречаются и Панамеры, и X6, и Мазерати. Говорят, большинство из них угнаны в разных городах Европы.
Интересно, что часто на заправках не обозначены цены на бензин, их нужно узнавать у оператора, а иногда и попросту договариваться о цене! По поводу качества сказать ничего не могу, мы заправляться в Косово не рискнули.
На сегодняшний день в стране расквартирована миротворческая миссия KFOR количеством около 5 тысяч военнослужащих стран НАТО, задача которой обеспечивать в стране стабильность.
Повсюду попадаются военные патрули, колонны техники с немецкими, французскими, итальянскими или польскими номерами, а также вооруженные натовские солдаты.
Ближе к Албании деревни выглядят не так бедно и печально, как у границ с Сербией и Македонией.
Люди часто выглядят очень очень бедно. И на их лицах нет улыбок.
Человек с автоматом — самый распространенный памятник в современном Косово. Такие вот отголоски войны…
Которая дала стране независимость и загнала в угол непризнания, и глубоких социальных и экономических проблем…