КТЖ продолжает отказывать казахстанским ломозаготовителям в отправке вагонов в Россию
Кроме того, они испытывают проблемы с получением оплаты за свою продукцию от казахстанских металлургов.
КТЖ продолжает отказывать казахстанским предпринимателям в согласовании планов и выделении грузовых вагонов для перевозки лома из Казахстана в Россию. Об этом в телефонном разговоре QazPulse сообщил представитель Республиканской отраслевой ассоциации вторичной металлургии Владимир Лик.
Напомним, в июне QazPulse писал о том, что КТЖ ограничил отгрузку металлолома за рубеж в середине мая. В железнодорожной монополии это объясняли неформальным распоряжением министерства индустрии и инфраструктурного развития, хотя официально в стране нет запрета на отгрузку лома за границу, в особенности в Россию, с которой Казахстан делит единую экономическую территорию. Стоит отметить, что запрет также приводит к потере доходов КТЖ на фоне снижения объемов отгрузок из Казахстана.
На совещании при министерстве индустрии и инфраструктурного развития по вопросу регулирования рынка лома и отходов черных и цветных металлов в конце мая стало известно, что якобы запрет был инициирован государственной межведомственной комиссией (МВК) до сентября, но каких-либо нормативных актов представлено не было. Неформальное ограничение, в том числе для выезда российских вагонов, обещали снять после подписания металлургическими предприятиями и поставщиками лома в июне соглашения о насыщении спроса на внутреннем рынке, однако этого не произошло.
Ранее Казахстан ввел запрет на вывоз лома с территории страны автомобильным транспортом до 18 ноября 2020 года. До этого в последние годы запрет на экспорт лома часто вводился в угоду металлургам. В ломозаготовительной отрасли считают, что практические ограничения экспорта вторичного сырья позволяют крупным металлургическим предприятиями — «АрселорМиттал Темиртау», KSP Steel, «Кастинг» монополизировать рынок лома, ссылаясь на якобы возникший его дефицит в стране и уронив на него закупочные цены.
«Пока ни один из вопрос министерство не в состоянии решить — ни снижения тарифов КТЖ, ни погашения металлургическими задолженности заводами РК. За прошедший месяц только АрселорМиттал Темиртау на 30% если погасил долги, то остальные мы ждем со дня на день, кроме обещаний пока ничего — наши компании отгружаются, но долги по прогрессивной шкале растут, расчетов нет. По сути, как малый бизнес кредитовал эти крупные заводы, так и кредитует. Вывозить некуда, запрет существует. В конце прошлой недели было заседание Евразийской экономической комиссии, где представитель министерства не смогла даже нормально ответить ни на один вопрос — почему у нас нет отгрузок с Казахстана в Россию», — рассказал представитель ассоциации в телефонной беседе.
В мае задолженность металлургических заводов шести ломозаготовительным предприятиям составляла 4,5 млрд тенге. У «Кастинг» задолженность была частично погашена, но по новым поставкам лома его долги растут и сроки оплаты откладываются. Металлургическое предприятие из Шымкента Ferrum Ftor не выплачивает деньги за ранее поставленное сырье.
По словам представителя ассоциации, на основании обращений предпринимателей павлодарское KSP Steel обещает возвратить долги поставщикам ломовой продукции в ближайшее время. Однако с теми из них, кто жаловался на задержки в оплате, разрывает контракты без объяснения причин. Об этом говорится в письмах, направленных KSP Steel ТОО «СтальСнаб ЛТД», «Аксада», «Экор» и «Бифур», предоставленных ассоциацией. Таким образом заводы выкручивают руки поставщикам, заявляет отраслевик.
Отметим, ранее представитель KSP Steel Меиржан Кенжебаев во время подписания соглашения с ломозаготовителями на встрече в МИИР говорил о проблемах с качеством поставляемого лома, поэтому компания отказывается от сотрудничества с поставщиками, чье вторичное сырье содержит мусор. Владимир Лик признает необходимость усиления требований к сборщикам лома и предлагает создать совместную комиссию по приемке сырья на металлургических предприятиях Казахстана для исключения необъективной приемки лома черных и цветных металлов.
«Квалификационные требования, которые вышли два-три месяца назад — они были инициированы самими ломозаготовительными предприятиями и отраслевыми ассоциациями, потому что по переработке лома и отходов черных и цветных металлов нужен необходимый перечень оборудования, инструментов, чтобы его переработать в соответствии с национальным стандартом и ГОСТом , зачастую у некоторых предпринимателей кроме весов на площадке ничего нет — должны быть гидроножницы, пресса и другое оборудование. Сортировка должна быть по группам, шредерные установки, грейферные захваты, чтобы улучшить качество переработки», — считает он.
Комментируя проблему налоговых рисков у металлургических заводов из-за частой сменяемости юридической регистрации поставщиков лома, Владимир Лик отметил, что со своей стороны заготовщики вторичного сырья предлагают обязать его приемку на перерабатывающих предприятиях только по железной дороге, поскольку это легализует весь закуп.
«Мы боимся, что металлургические заводы это примут в штыки, потому что они, кроме АрселорМиттал Темиртау, все — KSP Steel, Кастинг, завод в Шымкенте, скупают часть сырья на машинах за нал и продают его тоже за наличные, работают неформально», — поделился представитель отрасли.
Сейчас у казахстанских ломозаготовителей нет других вариантов, кроме как поставлять сырье на внутренний рынок из-за закрытия внешнего сбыта. Но из-за ограничения часть металлопродукции ушла в теневой сектор, в особенности сегмент рынка цветных металлов.
«Мы предупреждали министерство, что если они не создадут правильного регулирования оборота металлолома, то возникнет черный рынок. Мы не говорим, что все нужно на вывоз, мы предлагаем отрабатывать проблемные вопросы по внутреннему рынку и заводам. Но из-за нехватки оборотных средств ломозаготовителям нужен внешний рынок — на внутреннем они отгружаются по несколько вагонов и ждут оплаты месяц. А кто будет платить за них налоги, людям?У представителей ассоциации один вопрос — министерство, введя запрет, в состоянии решить проблемы ломозаготовительной отрасли с крупными металлургическими заводами или они только могут воевать с малым и средним бизнесом через незаконные запреты? Стоит вопрос, а нужно ли такое министерство и регулирование, если оно не в состоянии отработать схемы отраслевой кооперации между предприятиями поставщиками и металлургическими заводами», — вопрошает представитель ассоциации.