Ломовое ограничение: в декабре Казахстан в очередной раз ввел запрет на подачу порожних вагонов из других стран
Точнее формально он касается всего порожняка, но местный подвижной состав может его обойти из-за особенностей учета.
Российские железнодорожные операторы просят вмешаться РЖД. По их оценкам, прямые потери за месяц действия запрета превысили 108 млн рублей. Убытки несут и металлурги — из-за необходимости привлечения более дорогого (казахстанского) подвижного состава для вывоза черного лома из сопредельного государства. Ассоциация «Русская сталь» пожаловалась в Евразийскую экономическую комиссию.
Казахстан регулярно защищает свой рынок от российского порожняка. В прошлом году такие запреты вводились дважды — в январе и июне. В тот момент аренда российских вагонов стоила почти вдвое дешевле, чем местных: 800 рублей против 1,5 тыс. рублей в сутки.
Российский парк насчитывает около 1,2 млн вагонов. При профиците в 200-250 тыс. штук работа с казахстанским грузом — прекрасная альтернатива простою. Единственная возможность Казахстана защитить свой рынок от конкурентов, предлагающих более низкую ставку — конвенционные запреты.
И РЖД, и Минтранс согласны с позицией российских игроков, но вряд ли смогут воспрепятствовать такой практике даже через площадку ЕЭК. Правовых оснований для этого нет.