Металлургическая промышленность: Слияние ASCOVAL и FR
В пятницу суд должен вынести решение о перспективах металлопрокатного производства в Мозеле, будущее которого связано с судьбой сталелитейного завода, находящегося на севере страны. Министерство экономики и профсоюзы выступают за их совместную продажу.
Французские металлурги ждут решения суда. Профсоюзы требуют совместной продажи двух металлургических заводов, образующих единую производственную цепочку. Разбить этот комплекс, продать предприятия по отдельности, означает с высокой долей вероятности загубить оба.
Объединение же их при сохранении контрольного пакета за государством поможет не только сохранить 720 рабочих мест в двух департаментах, но и внести важный вклад в развитие железнодорожной инфраструктуры.
В пятницу суд должен вынести решение о перспективах металлопрокатного производства в Мозеле, будущее которого связано с судьбой сталелитейного завода, находящегося на севере страны. Министерство экономики и профсоюзы выступают за их совместную продажу.
720 металлургов в департаментах Нор и Мозель затаили дыхание. В пятницу палата по коммерческим делам при Страсбургском суде скажет своё слово по поводу продажи компании France Rail Industry (FRI) – металлопрокатного производства, расположенного в городе Эйанж (департамент Мозель), которое обеспечивает работой 450 жителей этого региона, страдающего от деиндустриализации. В 300 километрах к северо-западу от Эйанжа, в городе Сен-Сольв (департамент Нор), в таком же подвешенном состоянии находятся 270 сотрудников сталелитейного завода Ascoval, в очередной раз переживающего непростые времена. Тема судебного заседания касается и тех, и других.
Стратегия, разработанная министерством экономики осенью 2019 года и поддержанная профсоюзами, направлена на совместную продажу обоих предприятий. «Такой комплексный подход вполне оправдан, – рассуждает металлург Филипп Вербеке, член ВКТ, – потому что он основан на эффективном промышленном и коммерческом сотрудничестве между двумя предприятиями. Действительно, северный сталелитейный завод поставляет большую часть сырья для работы металлопрокатных станов в Мозеле, производящих рельсы для компании SNCF Reseau. Между заводами подписан договор о сотрудничестве на сумму 47 миллионов евро, согласно которому Ascoval обязуется за четыре года поставить своему партнёру, France Rail Industry, 140 000 тонн заготовок прямоугольного сечения (стального проката). «Обновление железнодорожной сети, в частности, проект Grand Paris Express в регионе Иль-де-Франс, диктует свои потребности», – отмечают в ВКТ.
В пятницу суду предстоит сделать выбор между пятью кандидатами, заявившими о готовности купить France Rail Industry, в числе которых есть и инвесторы, связанные с Ascoval. Это китайская компания Jingye (к ней перешли активы British Steel, бывшего владельца завода в Эйанже), Olympus (акционер которого, британский инвестиционный фонд Greybull Capital, является владельцем Ascoval, но хочет от него избавиться), а также три индийских холдинга: ArcelorMittal, Liberty и Jindal. На сегодняшний день только Jingye, Liberty и Olympus согласны приобрести обе компании.
Трудно сказать, каким будет решение суда, но Филипп Вербеке обеспокоен тем, что уже известно о потенциальных покупателях. «Речь идёт о четырёх транснациональных корпорациях и одном инвестиционном фонде. Мы не можем передать им ключи от стратегически важного рынка, не убедившись в том, что государство будет иметь вес в управлении предприятиями», – объясняет профсоюзный активист. Как отметили в ВКТ, «надо, чтобы государство получило контрольный пакет акций нового предприятия, который позволил бы влиять на его стратегию. Это можно сделать либо через Государственный инвестиционный банк, либо через взаимодействие с крупными регионами, где расположены заводы». Того же мнения придерживается и отделение ВКТ, объединяющее железнодорожников. В письме президенту SNCF Жан-Пьеру Фаранду от 9 июля 2020 года профсоюзные активисты высказали пожелание, чтобы эта государственная компания «получила долю в капитале нового объединения Эйанж-Ascoval, которое ждёт своего нового хозяина». В профсоюзе уверены, вопрос носит стратегический характер. «Учитывая, что государство взяло на себя ряд обязательств по обновлению железнодорожной сети, мы можем утверждать, что по меньшей мере ближайшие двадцать лет потребность в этой продукции сохранится. При чрезвычайно жёстком и насыщенном графике работ потеря одного из столь крупных поставщиков обернётся катастрофой как для государственной компании, так и для пользователей, ведь устаревание инфраструктуры ухудшает условия перевозок», – подчеркнули в ВКТ.
Неудивительно, что в министерстве экономики уходят от ответа на вопрос о руководстве. Возможно, сейчас, когда эпидемия коронавируса спутала все карты, заставив правительство позаботиться о производственной независимости страны и возвращении предприятий, случай с FRI/Ascoval послужит примером. Но, по словам Филиппа Вербеке, в металлургии «это давно известная история: обещания лишены конкретики, и инвестиций нам не дождаться».
Комментарий ИНФОЛОМ: среди покупателей нет ни одного российского инвестора. Либо инвестиции российского происхождения изначально рассматриваются как нежелательные, либо родилось понимание, что в РФ (если не посадят в случае успеха) инвестировать выгоднее.