Рост цен на ММК: анализ ситуации 2019 – 2020 гг.
Непрерывный подъем цен на ММК (Рис. 1) со второй половины 2020 г. вызывает вопрос о причинах такого роста, и о бенефициарах подъема цен на лом.
Рис.1 Цены на лом ММК в 2020 г.
ММК является интегрированным заводом полного цикла, то есть способен производить сталь как из руды и угля, так и из металлолома. В первой половине 2020 года среди «больших металлургов» бытовало мнение, что лом в шихте можно заменить на большее количество чугуна, и это будет стоить дешевле закупа лома.
К тому же падение спроса на сталь из-за последствий пандемии оказало общее негативное влияние на сбыт завода (Рис. 2) в сравнении с 2019 г..
Из-за особенностей валютного рынка и оплат готовой продукции на внутреннем рынке восстановление спроса быстрее шло на экспорте, даже с учетом дальнего расположения ММК от экспортных морских портов. (Рис. 3)
В то же время при увеличении спроса существенно нарастить поставки железорудного сырья ММК не удалось (Рис.4).
Переломным месяцем стал июль – невзирая на падение отгрузки ММК нарастил как спрос на руду так и цены на лом. Но в целом по году общий объем железорудного сырья упал и нарастить его в целом не удалось (Рис. 5). Почему?
Опережающий спрос на руду на внешнем рынке, в первую очередь на китайском, вызвал локальный дефицит ЖРС. Для предприятия, не имеющего рудных активов в достаточном количестве, закупка сырья на свободном рынке не всегда может быть реализована. В частности поставки руды из Казахстана за 2020 г. на ММК так и не восстановились до уровня 2019 г.(Рис 6).
Иными словами, если нет своего рудника – при изменении ситуации на рынке свободного и доступного объема ЖРС может и не быть. И кто будет бенефициаром в такой ситуации?
Информация – мать интуиции! Уже в начале августа прошлого года на отдельных площадках группы трейдеров началось накопление лома. В сентябре – октябре 2020 г. начался существенный рост спроса на металлопродукцию, отложенный летом из-за эпидемии. Как видно из графика недопоставки ЖРС, комбинат пытается нарастить объем отгрузки руды в свой адрес, но существенным образом сделать это не удалось. Альтернативой стал лом! Как, наверное, догадываются наши читатели, информированность накопивших запасы была достойным образом вознаграждена. Продажа порядка 400 тыс. тонн лома с дополнительной маржой 2500 руб. (минимальная оценка) принесло, возможно, 1 млрд. руб. за счет правильной работы с бизнес-информацией (Рис. 7).
Несколько лет назад, в период роста сети площадок Профита (дочернее общество ММК) запасы находились бы на площадках «дочки», но решение отправить подконтрольные предприятия в «свободное плавание» не оставило другого выбора, кроме как переплатить тем, у кого были запасы. У предприятий с широкой сетью дочерних обществ имелась существенная «подушка безопасности» и переплата на закупе лома летом принесла прибыль ближе к зиме, при переоценке запасов по новой цене.