Мусорный экспорт Европы

Несколько месяцев назад нашу страну, без преувеличения, потрясла история о «мусорном бунте» в маленьком северном городке Шиес. Название которого уже стало нарицательным, обозначив собой всю порочность и несправедливость отношений, складывающихся внутри нашей страны. Ситуация, проявившаяся там, показала всю суть истинного содержания той экономической и политической модели, которую ускоренными темпами возводят у нас.

В мусорной куче на малазийском острове Пулау Инда лежит колбасная упаковка от баварского производителя “Wolf” с гордой надписью по-немецки: «Семейная бойня с 1925 года»…

Однако данная система не изобретена в России. Эта система периферийного капитализма, во многом создаваемая по западным лекалам. В связи с чем справедливо было бы задать вопрос: а является ли и ситуация Шиеса и «мусорного экспорта» уникальной. Ответ однозначен — нет. Другое дело, что в разных местах существуют серьёзные нюансы. И если в случае с РФ данный «мусорный экспорт» осуществляется внутри страны, то у наших соседей, развитых стран Евросоюза, всё несколько иначе.

На другом конце света

В мусорной куче на малазийском острове Пулау Инда лежит колбасная упаковка от баварского производителя “Wolf” с гордой надписью по-немецки: «Семейная бойня с 1925 года». Это очень далеко от тех мест, где находится данная мясная лавка: почти 10 000 километров, или же 6 000 миль. По соседству лежат бутылки из-под моющего средства тоже немецкой марки, обёртки от ветчины, пластиковая сетка, в которой когда-то хранились фрукты или лук из немецкого супермаркета, а также упаковка от традиционной швабской пасты. Некоторые изделия из пластика представляют собой промышленные отходы, а некоторые, высыпавшиеся из больших мешков, даже помечены кодами, которые точно указывают, откуда они пришли. И весь этот мусор совершенно точно прибыл из Германии.

И хотя официально германского мусора на подобных свалках быть не может, очевидно, что он всё же экспортировался в Малайзию и каким-то образом там оказался. И это несмотря на то, что существуют очень строгие правила, регламентирующие отправку немцами своих отходов за границу. К примеру, пластмассы могут экспортироваться только для переработки. Статистическое бюро Германии якобы отслеживает это, учитывая каждый грамм экспортируемых пластиковых отходов и сообщая, что они были переработаны. Так почему же эти горы немецкого мусора валяются на другом конце света — на малайзийском острове в нескольких километрах от Куала-Лумпура? На переработку это вряд ли похоже.

В период с января по октябрь 2018 года Германия экспортировала в Малайзию 114 000 тонн пластикового мусора, одномоментно нарастив объём на 125%. Она произвела около 6,2 миллиона тонн пластиковых отходов в 2017 году, по данным министерства окружающей среды ФРГ.

Около двух лет назад Китай запретил импорт пластиковых отходов, и именно после этого Малайзия стала наиболее очевидным выбором для тех, кто корректировал маршрут движения своего мусорного пластика. В период с января по октябрь 2018 года Германия экспортировала в Малайзию 114 000 тонн пластикового мусора, одномоментно нарастив объём на 125%. Она произвела около 6,2 миллиона тонн пластиковых отходов в 2017 году, по данным министерства окружающей среды ФРГ. Чуть более половины из них было сожжено, в то время как львиная доля остальной части перерабатывается. И около трети этой переработки производится вне Германии.

Однако, рассматривая процесс «утилизации» в Малайзии, быстро становится ясно, что, хотя немецкие супермаркеты и промышленные производители хвастаются своим мастерством экологичной переработки любого мусора, включая пластиковый, их ответственность за этот процесс, по-видимому, не распространяется за пределы страны.

Скелеты в куче мусора

Используя коды на упаковках пластикового мусора, журналисты издания “WirtschaftsWoche” вместе со коллегами из программы “Frontal 21”, выходящей на канале немецкого общественного телевидения ZDF, попытались выяснить, кто несёт ответственность за горы европейских отходов, накапливающихся в Малайзии. Две германские сети супермаркетов, “Aldi” и “Edeka”, попавшие в их прицел, настаивают, что они работают с сертифицированными специализированными организациями по переработке отходов, которым они передают свой пластиковый мусор, равно как и работающие с ними поставщики овощей и фруктов. Далее отслеживание «странствующей» упаковки колбасы привело к компании-производителю под названием “Südpack”. Которая на своём сайте хвастает своей безупречной репутацией, а также качеством и экологичностью выпускаемой пластиковой упаковки. Однако в ходе проверки журналисты выяснили, что не вся эта упаковка, тем не менее, подпадает под золотой экологический стандарт: её утилизация предполагает сжигание, для чего так же используются специально аттестованные организации.

В Германии эта инфраструктура отлично развита. Но в Германии это стоит денег. Много денег. Мусоросжигательный завод в Швандорфе взимает 150 евро за тонну промышленных отходов, но тариф может увеличиться до 800 евро за тонну в зависимости от материала. А вот «экспорт» мусорного пластика намного дешевле: морские перевозки для пластиковых отходов стоят около 40 евро за тонну. Немецкая статистика оценивает стоимость такого мусорного экспорта максимум в 180 евро за тонну. Даже на первый взгляд разница просто колоссальна.

Мусоросжигательный завод в Швандорфе взимает 150 евро за тонну промышленных отходов, но тариф может увеличиться до 800 евро за тонну в зависимости от материала. А вот «экспорт» мусорного пластика намного дешевле: морские перевозки для пластиковых отходов стоят около 40 евро за тонну.

Причастность к обнаруженному мусору отрицают все. Как и к «мусорному экспорту» в принципе.

Однако один человек в этом смысле является исключением — это Ханс-Дитер Вилькен из фирмы по утилизации отходов “Nehlsen”. Его фирма вывозит мусор на 100 процентов легально. И вряд ли кучи мусора в Малайзии их рук дело. “Nehlsen” имеет дело с 20-25 тысячами тонн пластиковых отходов в год, и все они тщательно отсортированы, сложены и маркированы ещё в Германии.

Остановившись перед аккуратной горой красного, белого и синего пластика, Вилькен объясняет, что раньше это пошло бы в Китай. Технологическая структура его компании была отработана уже давно. Сперва в Германии мусор сортировался машиной, а затем уже дополнительно разбирался вручную в Китае. Китайцы имели очень эффективную индустрию переработки пластиковых отходов.

После запрета китайского импорта фирма “Nehlsen” отправила несколько контейнеров с отходами в Малайзию. Но быстро стало ясно, что это не очень хорошая замена. Стало известно, что там мусор не перерабатывают, а попросту сбрасывают на грунт, а часть и вовсе топят в море, что не укладывается в рамки никакого европейского экологического законодательства. Теперь эта фирма отправляет пластик, который не может быть переработан, в мусоросжигатель. Это не идеально, признает герр Вилькен, но это лучше, чем отправить его в Малайзию или в другое место в Азии, где инфраструктура не обеспечивает утилизацию надлежащим способом, и местные политики не особенно добросовестно относятся к импортированным отходам. Однако далеко не все в мусорном бизнесе Европы исповедуют такой подход. О чём говорят год от года растущие мусорные горы в Малайзии и других странах региона.

Экономически выгодный мусор

Медленно, но верно, немецкие и европейские политики также начинают осознавать проблемы с переработкой пластика. Если пластик из стран Евросоюза экспортируется и сбрасывается на местных свалках, то это полагается многими «преступным злоупотреблением», против которого обещают принять меря многие ведомства, включая министерство окружающей среды Германии. В частности, анонсируются куда более внимательные расследования того, как именно другие страны работают с немецкими пластиковыми отходами.

В то время как производители неперерабатываемых пластмасс, такие как “Südpack”, надеются, что наука даст решение этой проблемы, гигант немецкой промышленности корпорация “BASF” изучает так называемую «химическую переработку», где пластмассы разрушаются и восстанавливаются куда более эффективным образом.

Некоторые из местных жителей, живущих рядом с мусорными горами в Пулау Инде, были вынуждены обратиться в больницу с респираторными проблемами, и власти подозревают, что это вызвали тяжёлые металлы, которые уже просочились в окружающую среду.

Тем не менее, импортированные отходы уже нанесли реальный вред в Малайзии. Некоторые из местных жителей, живущих рядом с мусорными горами в Пулау Инде, были вынуждены обратиться в больницу с респираторными проблемами, и власти подозревают, что это вызвали тяжёлые металлы, которые уже просочились в окружающую среду — землю и воду, поразив так же и близлежащую очень крупную креветочную ферму. Но, несмотря на это, пока ничего не предпринимается ни малазийскими властями, ни немецким правительством, ни немецкими компаниями с безупречной репутацией, чей мусор оказывается на другом конце света.

Ситуацию с Евросоюзом и Малайзией нельзя назвать ни уникальной, ни даже вопиющей. Существуют куда более худшие примеры: те же США, где богатые штаты (такие как Нью-Йорк и Нью-Джерси) попросту отправляют свой мусор в бедные штаты (такие, как Кентукки), которые там откровенно называют «мусорными штатами» и в которых население, местами, не имеет другой работы, кроме этой. В США подход к данному вопросу куда более «лояльный», чем в озабоченной экологией Германии. Но и в ней, несмотря на любые политические меры, «мусорный экспорт» будет продолжаться. Просто потому, что в рамках нынешней экономической формации вывозить и бросать его подальше от собственных дверей выгоднее, чем перерабатывать. И это является и будет являться решающим фактором и в Германии, и в Америке, и в современной России.

Капитализм. Счастье. Ну, и так далее.

Павел КУХМИРОВ, РОДИНА НА НЕВЕ

Loading

0