На рынок мусора выходит «Невский оператор» от ВТБ и Интер РАО

Ленобласть внесёт 25 млн в создание компании, которая, возможно, станет единым регоператором по обращению с отходами в Петербурге. 47news знает, кто будет младшим братом.

По данным 47news, 26 декабря губернатор Александр Дрозденко подписал распоряжение «Об участии Ленинградской области в акционерном обществе «Невский экологический оператор». В документе (есть в распоряжении редакции) сказано, что размер доли региона в уставном капитале общества составит 25 млн рублей. Отмечается, что для выделения средств необходимо внести изменения в областной бюджет на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов. Комитету по обращению с отходами поручено предоставить в комитет по управлению госимуществом пакет документов для принятия решения о бюджетных инвестициях.

Поскольку речь о деньгах, контроль за исполнением распоряжения возложен на финансового вице-губернатора Романа Маркова. Очевидно, рядом будет и профильный вице-губернатор Михаил Ильин.

В октябре было подписано соглашение о создании АО для разработки и реализации единой концепции обращения с отходами, включая строительство мусороперерабатывающих заводов. Сообщалось, что Ленобласть предоставит землю.

Юридически соучредителем от Ленобласти выступит комитет по управлению имуществом. В общество войдут еще три дольщика: правительство Петербурга (скорее всего, речь идет о комитете по благоустройству), ООО «Интер РАО — Центр управления закупками» и ООО «ВТБ-инфраструктурный холдинг».

Как сказано на сайте указанной структуры «Интер РАО», «основным направлением деятельности является оказание качественных и конкурентоспособных услуг по централизованным закупкам материально-технических ресурсов, работ и услуг для группы «Интер РАО». По данным «СПАРК-Интерфакс», фирма образована 13 лет назад. Оборот за прошлый год составил 1,1 млрд рублей, прибыль — 24 млн. Но мощь не в деньгах, а в именах. Компания является стопроцентной дочкой «Интер РАО» — в ней председатель Совета директоров Игорь Сечин, член правления — сын экс-главы ФСО Мурова Андрей Муров, а гендиректор Борис Ковальчук — сын Юрия Ковальчука.

«ВТБ-инфраструктурный холдинг» — дочка банка ВТБ, где президент-председатель правления Андрей Костин. Фирма называет себя «лидером российского рынка инфраструктурных инвестиций». Основной вид деятельности — управление холдинг-компаниями. Оборот за прошлый год в СПАРКе не указан, но убыток составил 108 млн рублей. К слову, на эту организацию оформлена интеллектуальная собственность на товарный знак «ВТБ». Из бизнес-багажа — участвует в капитале ООО «Магистраль двух столиц», что эксплуатирует платную дорогу М-11 и в капитале «Магистраль Северной столицы», эксплуатирующей ЗСД. На сайте сообщается, что компания уже привлекла 18 млрд долларов инвестиций, в портфеле сейчас 11 организаций.

Вернемся к распоряжению Дрозденко: в нём сказано, что доля Ленобласти составит 25 процентов плюс одна акция. Таким образом, понятно, что уставной капитал «Невского экологического оператора» составит 100 млн рублей. Другое дело, что появляется интрига — у кого-то из дольщиков должен быть пакет 25% минус одна акция. И здесь могли быть варианты. Например, таким учредителем мог стать Петербург. Но в таком случае Ленобласть была бы «старшим» братом, а эта идея никогда не нравилась Смольному. Хотя, поскольку все отходы города везут в область, почему бы и нет.

Всё же, по данным нашего издания, итоговым стал другой вариант — «младшими» определены ВТБ и «Интер РАО» (у каждого 25% минус акция), у Петербурга 25% плюс одна. Занятно, конечно, ведь варяги входят деньгами и ресурсом. Но, как выразился один из чиновников, для таких проектов главенство государственных институтов нормально. Впрочем, на этом месте можно и поспорить, кто более государственный.

— Для Ленобласти вопрос о плюс одной акции был принципиальный. Чтобы ключевые решения не могли быть приняты без нашего участия, — отметил один из чиновников, знакомых с ходом подготовки соглашения.

Важно отметить, что, по словам собеседников в Смольном и на Суворовском, «Невский экологический оператор» по смыслам и функционалу станет городской структурой. И витает в разговорах, что новая компания может стать единым городским оператором, которого не могут создать уже не первый год. Здесь варианты: новая структура заходит только на юг города, где конкурс на регоператора не состоялся. Либо на весь город — в этом случае необходимо будет либо поглотить «спящего северного» регоператора МПБО-2, либо город может и вовсе отменить по нему итоги конкурса ради освобождения места для конгломерата имени ВТБ и «Интер РАО».

Отдельный вопрос — взаимодействие новой структуры с действующим регоператором Ленобласти — «Управляющей компанией по обращению с отходами» (УК ООЛО), за которой стоит «Банк Санкт-Петербург». Раздаются мнения о том, что «Невский экологический оператор» может поглотить областную компанию. Но опрошенные игроки рынка считают такое развитие маловероятным. «Задача москвичей наладить глубокую переработку. Полигоны в Ленобласти их вряд ли интересуют, с ними одна головная боль. Тем более, к 2023 году анонсировано их закрытие», — отметил один из бизнесменов. В самой УК ООЛО отмечают, что готовы к взаимодействию и изменению потоков отходов по территориальной схеме, но считают это долговременной перспективой.

И, наконец, у создания «Невского экологического оператора» предполагаются и социальные последствия. Поскольку мусороперерабатывающие предприятия строить в черте города нельзя, то расположены они будут у соседа. То есть, области предстоит выбрать и публично объявить площадки под переработку. Факт, что гражданам в этих локациях идея придётся не по душе, а предстоящие выборы в Госдуму могут усилить брожения. Но бесконечно вальсировать властям Ленобласти между мнением населения и необходимостью решать проблему тоже невозможно. Полигоны переполнены.

Loading

0