ПАО «Мечел»: факты из истории

Мы уже рассказывали, что продукция Белорецкого металлургического комбината в XVIII-XIX веках доставлялась по рекам.

Как это было?

— в начальный период работы Белорецкого железоделательного завода по реке доставляли до 100 тысяч пудов железа (1 600 тн.), позднее до 200 тысяч пудов (3 200 тн.), к концу девятнадцатого века счет перевалил за 2 млн пудов (32 000 тн. – примерно столько выпускает сегодня БМК в месяц);

— барки строили в течение всего года. Три человека изготавливали одно судно длиной 20 саженей (22,6 метра), шириной от 12 до 15 аршин (8,6-10,8 м) за три-четыре месяца. Такая барка считалась большой и брала на борт 16-24 тысячи пудов (256 – 384 тн). Такой объём продукции сегодня уместился бы в 4-6 современных железнодорожных вагонах;

— обычно в караване плыли 20 барок, на каждой из них 12-15 вольнонаемных и 10-12 заводских работников. Как правило для проводки барок нанимали лоцманов, водоливов, бурлаков, курьеров, работников при перегрузках и перевозках. На барку грузили железо до осадки чуть больше аршина (0,8 м), в Бугульчане или Стерлитамаке, где река становилась глубже и осадка барок могла быть больше, производили перегрузку. Освободившиеся барки продавали, а оснастку: канаты, якоря старались вернуть на подводах на Белорецкий завод. Для повторного использования;

— чтобы прокормить всех работников барки необходимо было брать с собой от 2 до 7 пудов продуктов. Одной водки запасали десятками ведерных бутылей. Это на случай посадки барки на мель, когда приходилось привлекать помощь из ближайших деревень, а то и по случаю благополучного прибытия на место.
Фото: официальный аккаунт ПАО «Мечел» в Instagram

Loading

0