Петиция против передачи бизнеса по сбору лома аккумуляторных батарей монополисту – ФГУП «ФЭО»

Председателю Правительства Российской Федерации
М.В. Мишустину

Председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике
и природопользованию Руководителю Рабочей группы
по мониторингу реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I – II классов опасности»
А.П. Майорову

Заместителю Министра промышленности и торговли Российской Федерации
В.Л. Евтухову

Настоящим письмом доводим до Вашего сведения крайнюю озабоченность отечественных предприятий свинцовой отрасли, вызванную введением с 01.03.2022 Федеральной схемы обращения с отходами I-II классов опасности (далее – Федеральная схема), предусматривающей обращение с основным сырьем для производства вторичного свинца металлического – отработанными свинцово-кислотными аккумуляторными батареями (ОСКАБ), как с опасными отходами II класса опасности, с обязательным участием и контролем со стороны ФГУП «Федеральный экологический оператор» (далее – ФГУП «ФЭО», федеральный оператор).
Из представленной ФГУП «ФЭО» информации следует, что обращение с ОСКАБ в рамках Федеральной схемы будет происходить по двум направлениям: 1) обращение с ОСКАБ, образующимися у субъектов предпринимательской деятельности; 2) обращение с ОСКАБ, образующимися у населения.
В первом случае ОСКАБ будут передаваться их собственниками (субъектами предпринимательской деятельности) во ФГУП «ФЭО», которое будет оказывать услуги по сбору, транспортированию и утилизации. При этом собственники ОСКАБ, бесплатно отчуждая свое имущество в пользу федерального оператора, должны будут еще нести расходы на утилизацию ОСКАБ согласно тарифам ФГУП «ФЭО», которые до настоящего времени не установлены.
Во втором случае ФГУП «ФЭО» предполагает проводить торги в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на право заключения договора на оказание услуг по сбору, транспортированию и утилизации ОСКАБ одним утилизатором-оператором (свинцовым заводом) на территории отдельно взятого субъекта или федерального округа Российской Федерации. При этом победитель торгов должен будет самостоятельно организовывать инфраструктуру по накоплению ОСКАБ (организация пунктов накопления).
Вместе с тем, предлагаемые федеральным оператором конструкции обращения с ОСКАБ неприменимы к данному виду отхода и однозначно могут нанести непоправимый ущерб всей свинцовой отрасли страны в связи с нижеследующим.

1. Возникновение условий для перехода участников сферы обращения с ОСКАБ в серый/черный сектор экономики.

Новая система обращения с ОСКАБ сформирована по принципу схемы обращения с ТКО, в которой ОСКАБ рассматриваются исключительно как пассив, не имеющий материальной стоимости, и который необходимо передавать на утилизацию на безвозмездной основе. Такой подход полностью противоречит технико-экономической характеристике ОСКАБ, отображающей их высокий спрос на рынке в качестве сырья в сложившихся экономических условиях как внутри страны, так и во всем остальном мире.
В Российской Федерации отсутствуют мощности по производству свинца из первичного сырья (из руд и концентратов). Соответственно, из всего производимого в стране вторичного свинца металлического (200 тыс. тонн в год) 80% производится из ОСКАБ, а остальное – из прочих свинецсодержащих отходов и ломов. ОСКАБ, имея материальную стоимость, не попадает на свалки и не выбрасывается, а является активом, исторически ежедневно реализуемым на свободном рынке. При этом его стоимость формируется в привязке к Лондонской бирже металлов. Именно по этой причине фактическая собираемость образуемых в России ОСКАБ и их переработка / утилизация в настоящее время составляет 100%.
Предлагаемая же ФГУП «ФЭО» система работы в первом случае (обращение с ОСКАБ, образующимися у субъектов предпринимательской деятельности) приведет к обратному эффекту, когда ОСКАБ, собственники которых не смогут реализовывать их на возмездной основе, либо будут выбрасываться на свалки, либо их обращение полностью уйдет в серую или черную зону экономики.

2. Остановка функционирования существующей инфраструктуры по накоплению ОСКАБ.

Во втором случае (обращение с ОСКАБ, образующихся у населения) введение с 01.03.2022 предлагаемой федеральным оператором новой схемы обращения с ОСКАБ фактически запретит функционирование уже существующей инфраструктуры по накоплению ОСКАБ, что разрушит сложившиеся устойчивые экономические связи между собственниками ОСКАБ (отходообразователями), свинцовыми заводами (утилизаторами) и производителями новых аккумуляторов и прочей свинецсодержащей продукции.
При этом новая схема работы не отвечает принципам циркулярной экономики, так как она не является замкнутой и ограничивается этапом утилизации, исключая из цепочки производителей свинецсодержащей продукции.
Следует отметить, что только в области накопления ОСКАБ (их прием у населения, как основного источника ОСКАБ) на сегодняшний день на территории всей страны задействованы десятки тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, в которых осуществляют трудовую деятельность сотни тысяч людей. Однако федеральный оператор предлагает возложить эти функции всего лишь на нескольких региональных операторов.
Вместе с тем, не учитывается то обстоятельство, что ни один свинцовый завод, ровно, как и сам федеральный оператор не в состоянии в обозримом будущем, а тем более к 01.03.2022, организовать и построить новую, собственную инфраструктуру в каждом регионе (федеральном округе) страны, которая бы позволила ему осуществлять фактический прием у населения ОСКАБ, да еще и в объемах, позволяющих стабильно и на ежедневной основе загружать свои производственные мощности.
Реализация предлагаемой ФГУП «ФЭО» новой схемы обращения с ОСКАБ займет длительный период времени и неизбежно повлечет за собой существенные расходы, как для государственной казны, так и для свинцовых заводов, которые вынуждены будут заново строить инфраструктуру для накопления и сбора ОСКАБ на соответствующих

территориях. Подобные расходы неизбежно отразятся на стоимости производимого ими свинца и, как следствие, приведут к удорожанию свинецсодержащей продукции.

3. Невозможность надлежащего исполнения нормативов утилизации производителями и импортерами свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.

Остановка работы действующей инфраструктуры по накоплению, сбору и утилизации ОСКАБ исключит возможность надлежащего выполнения нормативов утилизации производителями и импортерами аккумуляторных батарей, оставляя лишь обязанность уплаты ими экологического сбора, что, в свою очередь, также неизбежно приведет к существенному удорожанию аккумуляторных батарей для населения, как основного потребителя новых аккумуляторов.

Выводы:

Прекращение функционирования существующей инфраструктуры по накоплению ОСКАБ приведет к остановке сбора и утилизации ОСКАБ (производства свинца металлического), что вызовет перебои в поставках отечественного свинца на предприятия по производству свинецсодержащей продукции (аккумуляторные, кабельные, патронные и прочие заводы) и, как следствие, повлияет на процессы производства данной продукции, в том числе на ее себестоимость.
Тем самым отечественной свинцовой отрасли страны будет нанесен непоправимый ущерб, так как при таком положении дел зарубежные производители свинца и свинецсодержащей продукции еще более усилят свои позиции на отечественном рынке, что явно противоречит целям государственной программы по импортозамещению. Кроме того, введение новой системы приведет к потере населением, осуществляющим трудовую деятельность в имеющейся инфраструктуре по обращению с ОСКАБ, своих рабочих мест и значительному снижению доходов у данной категории граждан.

На основании изложенного, учитывая, что до введения новых правил обращения с ОСКАБ, как с отходами I-II классов опасности, остается менее двух месяцев, убедительно просим Вас, принять решительные меры по недопущению остановки свинцовой отрасли страны и разрушения сложившейся, работающей в настоящее время, системы обращения с ОСКАБ, в том числе в рамках механизма расширенной ответственности производителей и импортеров товаров, для чего необходимо исключение ОСКАБ из-под регулирования статей 14.1-14.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Приложение 1: Справка «О рисках новой схемы обращения с отходами для производства свинца)

Приложение 2 ( копии документов):

  • протокол совещания в Минприроды России от 12.11.2021;
  • протокол рабочей встречи с ФГУП «ФЭО» от 19.11.2021;
  • протокол рабочей встречи с ФГУП «ФЭО» от 24.11.2021 и ППК «РЭО»;
  • письмо ООО «Фрегат» в ФГУП «ФЭО» и ППК «РЭО» по результатам рабочих встреч;
  • приказ Минприроды России от 17.12.2021 № 964 о создании межведомственной рабочей группы;
  • обращение ассоциации «Электрокабель» в Правительство Российской Федерации.

Генеральный директор ООО «Фрегат»
Ж. Мияилович

Исх. № 18-01/22 от 14.01.2022

Заместитель генерального директора ОАО «УГМК»

Е.В. Брагин

Генеральный директор ООО «Экорусметалл»

Н.А. Летчиков

Исх. № 8 от 13.01.2022

Директор
ООО «МОКВИН»

А.К. Иваншин

Исх. № 11 от 14.01.2022

Генеральный директор ООО «Рязцветмет»

Ю.А. Гончарова

Генеральный директор АО «МЕТКОМ Групп»

И.В. Принцев

Исх. № 27 от 14.01.2022

Генеральный директор
ООО «Актех Энергия Трейд» Н.А. Жилин

Исх. № 8/01 от 14.01.2022

Генеральный директор АО «Концэл»

Р.В. Гнатюк

Исх. № 10/01 от 14.01.2022

Президент
НП «Международная ассоциация
«Электрокабель»

М.В. Третьяков

Президент ассоциации
«Экобат»

Т.А. Шевченко

Генеральный директор АО «ГК «АКОМ»

А.О. Бельцов

Генеральный директор АО «ТЮМЕНСКИЙ
АККУМУЛЯТОРНЫЙ ЗАВОД»

А.В. Кореляков

Исх. 01/03-5 от 17.01.2022

Генеральный директор ЗАО «МПКФ «Алькор»

В.Н. Галанов

Приложение 1

О рисках новой схемы обращения с отходами для производства свинца

С 1 марта 2022 г. вступает в силу п.4 ст.14.2 федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которым обращение с отходами I- II класса опасности, в том числе отработанными свинцовыми аккумуляторными батареями (ОСКАБ) должно проходить с обязательным участием и контролем со стороны федерального оператора ФГУП «ФЭО» (предприятие ГК «Росатом»).
Исходя из информации, озвучиваемой представителями ФГУП «ФЭО», предполагается, что
— юридические лица, собственники ОСКАБ, будут передавать их ФГУП «ФЭО» на утилизацию по договорам, с оплатой тарифа;
— физические лица будут сдавать ОСКАБ уполномоченным утилизаторам- операторам (определённых ФГУП «ФЭО» по итогам торгов в соответствии с законом №223-ФЗ, в количестве 1 оператор на субъект федерации или федеральный округ).

Предлагаемая схема не учитывает природы рынка свинцового сырья и является полностью неработоспособной.

1. ОСКАБ являются ценным сырьём. Их владельцы не платят за утилизацию, а напротив получают от утилизаторов денежное вознаграждение, пропорциональное стоимости свинца в ОСКАБ.
2. Около 75% ОСКАБ образуется у частных лиц при эксплуатации личного автотранспорта. Его утилизация (приёмка, сбор, сдача на переработку на свинцовые заводы) осуществляется разветвлённой сетью из нескольких тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, в которой заняты десятки тысяч человек, при этом физические лица – владельцы ОСКАБ, также получают прямую выгоду от сдачи их на утилизацию.
3. Производство свинца в Российской Федерации (около 200 тыс.т.) в год полностью основано на переработке свинцовых ломов, в основном, ОСКАБ. Объём перерабатываемого сырья позволяет оценивать коэффициент утилизации как близкий к 100%. Первичное сырьё (концентраты), переработка которого сопряжена со значительными рисками для окружающей среды, полностью экспортируется.

Очевидно, что попытка ФГУП «ФЭО» перейти от функционирующей рыночной системы, в которой владельцы ОСКАБ прямо заинтересованы в утилизации и могут сделать это легко в удобной для них форме к несуществующей системе, требующей огромных организационных усилий и времени для её создания, но при этом лишающей владельцев ОСКАБ стимулов к переработке (предполагая, что не им будут платить, а они должны будут платить), неизбежно приведёт к:
— прекращению функционирования (снижению эффективности работы) существующей системы сбора и утилизации ОСКАБ, имеющей практически 100-процентную эффективность (самую высокую среди всех материалов, пригодных для вторичной переработки);
— резкому росту загрязнения окружающей среды свинцом, серной кислотой и пластиком из выброшенных/непереработанных ОСКАБ (в первую очередь физическими лицами – не менее 12 млн.ед. в год);
— потере свинцовыми заводами источников сырья, резкому снижению (вплоть до полного прекращения) производства свинца в России и его поставок потребителям (аккумуляторным, кабельным, патронным и другим заводам); потере десятков тысяч рабочих мест в промышленности по сбору и утилизации ОСКАБ;

— прекращению экспорта свинца, росту импорта, возникновению импортной зависимости по свинцу, усилению позиций зарубежных производителей свинца и аккумуляторных батарей на российском рынке, с ростом цен.

В целях недопущения подобного негативного сценария развития событий, необходимо сохранить существующую систему, обеспечивающую практически 100% утилизацию и высокий уровень защиты окружающей среды, исключив ОСКАБ из сферы действия статей 14.1 – 14.4 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и полномочий федерального оператора ФГУП «ФЭО».

Загрузить документ (PDF)

Loading

0