Внутренний рынок чугуна стабилен в 2024 году
Известный на рынке лома депутат выдвинул версию о переходе металлургов на чугун и замещению оным чугуном лома.
Посмотрим, так ли это было в 2024 году?
Рассмотрим следующие версии:
- переход на чугун электросталеплавильных заводов, входящих в корпоративный контур ПМХ;
- роста потребления чугуна вообще всеми внешними потребителями, до которых требуется этот чугун довезти.
Исторически, чугун в нашей стране практически не перевозят иными видами транспорта, кроме железной дороги.
На внутренний рынок в 2023 году было поставлено 940 тыс. тонн, а в 2024 г. 968 тыс. тонн чугуна. Казалось бы есть некоторый рост почти на 30 тыс. тонн, но с учетом того, что некоторая часть чугуна ехала по внутренним тарифам до морских портов, говорить о массовом переходе внешних потребителей на чугун было бы сильным преувеличением.
Версия о переходе всех пользователей на чугун таким образом не подтверждается.
Калужское предприятие, входящее в корпоративный контур ПМХ, получило в 2024 году 22 тыс. тонн чугуна, тогда как в 2023 г. — целых 35 тыс. тонн, то есть даже существенно снизило потребление этого материала. Уральский же завод ПМХ в 2024 г. получил 31 тыс. тонн материала, а в 2023 году — 20 тыс. тонн. Да, есть рост на 10 тыс. тонн, но говорить прямо-таки о переходе на чугун даже тех заводов, в чьем корпоративном контуре есть производитель такого материала, пока не приходится.
В то же время «большие металлурги» действительно используют больше чугуна, чем в 2017 году. Но это обусловлено как немалыми инвестициями в производительность доменных печей, так и пониманием того факта, что покупая руду — платишь своему рудоуправлению, тогда как покупая металлолом в нынешних условиях — спонсируешь из своей прибыли финансовые структуры, берущие от 0,5% и выше за каждый перевод. Надо ли это металлургам?