Турецкий импорт чугуна в 2024 г. и его взаимосвязь с рынком лома
В 2024 году Турция импортировала 1,422 млн. тонн товарного чугуна, на 3,3% выше по объему, чем в 2023 году. С учётом общего объема выпуска стали Турцией в 36,9 млн. тонн преимущественно из лома, импортный чугун не факт, что составит хотя бы 5% от требуемого турецкой металлургией объема металлошихты.
Интересно распределение импорта чугуна по странам.
Таблица 1. Импорт чугуна в Турцию по странам-поставщикам
Страна-поставщик | Объём (т) 2024 | Объём (т) 2023 | Изменения |
Россия | 936533 | 945226 | -8693 |
Казахстан | 248652 | 22210 | 226442 |
Украина | 102432 | 109294 | -6862 |
Южная Африка | 48592 | 17501 | 31091 |
Индия | 35200 | 74418 | -39218 |
Бразилия | 26310 | 109897 | -83587 |
Индонезия | 19472 | — | 19472 |
Источник: Турецкий статистический институт (TUIK)
Впечатляет рост импорта чугуна из Казахстана. Фактически он занял долю Бразилии (на минуточку мировой лидер экспорта чугуна), Украины, Индии и России. С учетом логистических трудностей доставки чугуна из Казахстана остается вопрос, о том, какая скидка мотивировала подвинуть бразильцев? В Бразилии отгрузка идет непосредственно с завода на корабль и далее корабль подается прямо к причалу турецкого завода. В Казахстане же есть ЖД перевозка либо через Россию до Новороссийска, либо через порт Актау на Баку и далее на Грузию до Батуми и снова морская перевозка. Оба пути не являются простыми и дешевыми. Как вариант есть возможность загрузки судна в Актау и через Волго-Доской канал на Турцию, но – только в период навигации по этому каналу и не более 3000 тонн на судно. Такой маршрут имел место быть ранее, когда был разрешен экспорт лома из Казахстана, но он был весьма немассовый, буквально несколько судов.
А теперь взаимосвязь рынка лома и чугуна. Обратите внимание на помесячные графики поставки чугуна и цен на лом в Турции.
Источник: Турецкий статистический институт (TUIK)
Заметно, что пик объема поставок чугуна в момент наименьших цен на лом! То есть в тех случаях, когда турецкой металлургии нужен чугун, его закупают не когда он нужен, и цена на лом идет вверх, а когда ценник на него наименьший – то есть делают запасы. Интересно, как турецкие металлурги обеспечивают рентабельность запасов в условиях ставки турецкого ЦБ в 40-50%?
Секрет открывается просто – примерно 50% некоторых турецких заводов владеют европейские финансовые структуры. То есть импорт финансируется не турецким кредитом в лирах, а европейским в евро.
В 2024 году Европейский центральный банк (ЕЦБ) несколько раз изменял ключевые процентные ставки, которые влияют на кредитные операции банков.
Вот основные данные:
Март 2024:
Ставка по основным операциям рефинансирования: 5,18%.
Ставка по маржинальному кредитованию: 4,96%.
Ставка по депозитам: 3,68%.
Июль 2024:
Ставка по основным операциям рефинансирования: 4,25%.
Ставка по маржинальному кредитованию: 4,50%.
Ставка по депозитам: 3,75%.
Сентябрь 2024:
Ставка по основным операциям рефинансирования: 3,65%.
Ставка по маржинальному кредитованию: 3,90%.
Ставка по депозитам: 3,50%.
Октябрь 2024:
Ставка по основным операциям рефинансирования: 3,40%.
Ставка по маржинальному кредитованию: 3,65%.
Ставка по депозитам: 3,25%.
То есть стоимость денег для совладельцев турецких заводов из ЕС в 2024 году не превышала 5% в евро. При колебаниях цены уровня скажем в 400 евро в 5% это всего лишь 20 евро в абсолютных величинах, то есть инвестиции в закупки чугуна в ноябре-декабре (см. график закупок чугуна с объемами) при последующем подъеме цен в 1 квартале 2025 года более чем на 25 евро уже принесли прибыль на запасах. Когда турецкий ЦБ делает супервысокую ставку, он прямо намекает турецким промышленникам – ищите нужные вам деньги в карманах европейских совладельцев ваших активов. Это и есть реальная промышленная политика в условиях, когда нет своих энергоресурсов и рудных запасов, но есть желание развиваться.