Турецкий импорт чугуна в 2024 г. и его взаимосвязь с рынком лома

В 2024 году Турция импортировала 1,422 млн. тонн товарного чугуна, на 3,3% выше по объему, чем в 2023 году. С учётом общего объема выпуска стали Турцией в 36,9 млн. тонн преимущественно из лома, импортный чугун не факт, что составит хотя бы 5% от требуемого турецкой металлургией объема металлошихты.

Интересно распределение импорта чугуна по странам.

Таблица 1. Импорт чугуна в Турцию по странам-поставщикам

Страна-поставщик Объём (т) 2024 Объём (т) 2023 Изменения
Россия 936533 945226 -8693
Казахстан 248652 22210 226442
Украина 102432 109294 -6862
Южная Африка 48592 17501 31091
Индия 35200 74418 -39218
Бразилия 26310 109897 -83587
Индонезия 19472 19472

Источник: Турецкий статистический институт (TUIK)

Впечатляет рост импорта чугуна из Казахстана. Фактически он занял долю Бразилии (на минуточку мировой лидер экспорта чугуна), Украины, Индии и России. С учетом логистических трудностей доставки чугуна из Казахстана остается вопрос, о том, какая скидка мотивировала подвинуть бразильцев? В Бразилии отгрузка идет непосредственно с завода на корабль и далее корабль подается прямо к причалу турецкого завода. В Казахстане же есть ЖД перевозка либо через Россию до Новороссийска, либо через порт Актау на Баку и далее на Грузию до Батуми и снова морская перевозка. Оба пути не являются простыми и дешевыми. Как вариант есть возможность загрузки судна в Актау и через Волго-Доской канал на Турцию, но – только в период навигации по этому каналу и не более 3000 тонн на судно. Такой маршрут имел место быть ранее, когда был разрешен экспорт лома из Казахстана, но он был весьма немассовый, буквально несколько судов.

А теперь взаимосвязь рынка лома и чугуна. Обратите внимание на помесячные графики поставки чугуна и цен на лом в Турции.

Источник: Турецкий статистический институт (TUIK)

Заметно, что пик объема поставок чугуна в момент наименьших цен на лом! То есть в тех случаях, когда турецкой металлургии нужен чугун, его закупают не когда он нужен, и цена на лом идет вверх, а когда ценник на него наименьший – то есть делают запасы. Интересно, как турецкие металлурги обеспечивают рентабельность запасов в условиях ставки турецкого ЦБ в 40-50%?

Секрет открывается просто – примерно 50% некоторых турецких заводов владеют европейские финансовые структуры. То есть импорт финансируется не турецким кредитом в лирах, а европейским в евро.

В 2024 году Европейский центральный банк (ЕЦБ) несколько раз изменял ключевые процентные ставки, которые влияют на кредитные операции банков.

Вот основные данные:

Март 2024:
Ставка по основным операциям рефинансирования: 5,18%.
Ставка по маржинальному кредитованию: 4,96%.
Ставка по депозитам: 3,68%.

Июль 2024:
Ставка по основным операциям рефинансирования: 4,25%.
Ставка по маржинальному кредитованию: 4,50%.
Ставка по депозитам: 3,75%.

Сентябрь 2024:
Ставка по основным операциям рефинансирования: 3,65%.
Ставка по маржинальному кредитованию: 3,90%.
Ставка по депозитам: 3,50%.

Октябрь 2024:
Ставка по основным операциям рефинансирования: 3,40%.
Ставка по маржинальному кредитованию: 3,65%.
Ставка по депозитам: 3,25%.

То есть стоимость денег для совладельцев турецких заводов из ЕС в 2024 году не превышала 5% в евро. При колебаниях цены уровня скажем в 400 евро в 5% это всего лишь 20 евро в абсолютных величинах, то есть инвестиции в закупки чугуна в ноябре-декабре (см. график закупок чугуна с объемами) при последующем подъеме цен в 1 квартале 2025 года более чем на 25 евро уже принесли прибыль на запасах. Когда турецкий ЦБ делает супервысокую ставку, он прямо намекает турецким промышленникам – ищите нужные вам деньги в карманах европейских совладельцев ваших активов. Это и есть реальная промышленная политика в условиях, когда нет своих энергоресурсов и рудных запасов, но есть желание развиваться.

Loading

0