Оценка перспектив поставок черного лома на Промсорт-Урал в 2024 году
Начавшийся было рост цен на лом остановил движение вверх. Одной из надежд рынка лома на Урале является возможный рост спроса со стороны Промсорт-Урал.
Рассмотрим статистику поставок в ретроспективе.
Прогнозные данные получены путем экстраполяции и отражают исключительно авторское видение, но никак не корпоративные планы. Заметим, что отгрузка готовой продукции упала оценочно не более, чем на 20% за январь-февраль в сравнении с прошлым годом, а вот поставка лома по ЖД упала более чем в 2 раза в сравнении с прошлым годом и является самым низким значением за 5 лет. Можно было бы предположить, что часть лома заменяется чугуном и ГБЖ, но реально это не так – чугуна за 2 месяца поставлено около 2 тыс. тонн, что не является серьезной величиной, а ГБЖ не поставлялось и вовсе. Иными словами, вопрос не сколько в негативной конъюнктуре «в моменте», сколько в ожидании неопределенности. Именно что неопределенность с ценами на строительный прокат в условиях неясности изменений валютных курсов и процентной ставки делает пока что не выгодным «работу на склад», чтобы не обязали продать арматуру по заниженной цене.
Таблица 1. Региональное распределение отгрузки лома на Промсорт-Урал 2019 – 2024
Региональное распределение дает интересные наблюдения: сильное снижение поставок с Сибири и с Приволжского ФО, тогда как раньше они были почти одинаковыми. За этим может стоять стремление сэкономить на логистике, в то же время поставки с ЮФО говорят о специфике регионального ценообразования, т.к. уральские цены завода отнюдь не в лидерах роста.
Ситуацию неопределенности помогла бы сгладить гибкая формула ценообразования на строительный прокат, принимающая во внимание риски металлургов, но пока этого ожидать не приходится.