Приватизация ускорит уничтожение украинской железнодорожной инфраструктуры
В декабре «Укрзализныця» (УЗ) подписала первый договор о допуске на ж/д сеть частных локомотивов (таково обязательство по соглашению о Евроассоциации).
Европа этого добивается, чтобы самостоятельно вывозить из страны агропродукцию (с этой целью уже получен допуск иностранных судов в украинские реки). Местные власти говорят об усилении конкуренции, но конкуренция получается очень странная — цены растут.
На конкурсе выиграла компания, у которой всего 14 старых тепловозов, ранее списанных в Латвии. И сразу после победы новый перевозчик (компания УБЛК, возглавляемая экс-менеджером УЗ) поднял тариф в 7 раз — с 2,1 тыс. гривен за 60 км до 14,3 тыс.
Схема простейшая — приватизировать прибыльную часть грузоперевозок, оставив на балансе государства дорогую в обслуживании инфраструктуру. Летом уже сорвалась афера по передаче УБЛК 50 «ненужных» электровозов от УЗ, но это лишь вопрос времени.
В дальнейших планах — ликвидация (и приватизация) нынешней УЗ и передача в частные руки наиболее маржинальных участков дорог. Для Украины это будет означать коллапс железных дорог. Останутся отдельные прибыльные маршруты, завязанные на перевозку ресурсов и работающие исключительно на частный карман.