Какие регионы получили наибольшие квоты на экспорт лома черных металлов в 2024 году и за счет кого?
Распределение квот на экспорт лома черных металлов в 2024 году позволило выявить ряд интересных закономерностей и сформировать вопросы по принципам квотирования.
Общая годовая квота урезана на 50 тыс. тонн и казалось бы «срезать» должны всем поровну. Но нет, все совсем по другому.
Таблица 1. Изменения квот на экспорт лома черных металлов по регионам
Методология исследования включает в себя:
- кабинетное исследование участников квот;
- определение регионов отгрузки участников квот;
- расчет изменений участников квот.
В таблице серым цветом отмечены регионы, которым подняли квоту во втором полугодии, а красным – те, кому урезали. Баланс по отмеченным регионам – примерно 25 тыс. тонн, то есть в чистом виде «игра с нулевой суммой».
Что сразу бросается в глаза – подняты квоты дальневосточным экспортерам лома: Камчатке, Сахалину, Хабаровску. Также в числе экспортирующих лом регионов появилась компания из Екатеринбурга. Заметим, что на Урале нет проблем найти потребителя лома, но почему-то решили, что отгрузить лом с дефицитного по сырью региона будет нормальной практикой во втором полугодии 2024 года, особенно в период накопления зимнего запаса.
Очень неоднозначная ситуация на Дальнем Востоке. Если Сахалин и Камчатка являются регионами, откуда вывезти лом сухим путем не представляется возможным и рост квот отчасти оправдан, то в отношении Хабаровского края такого не скажешь. Причем именно в Хабаровском крае находится завод Амурсталь, страдавший от конкуренции с экспортными ценами на лом металлов. Квота на Хабаровский край за год составляет несколько менее месячного объема потребления лома Амурсталью. Объем квоты примерно как в Самарской области, где нет ни одного крупного металлургического завода. Также по дальневосточному рынку стоит заметить, что качественный лом с этого региона пользуется спросом даже в Поволжье, не говоря уже о предприятиях Урала. При ограничении экспорта путем квотирования становится понятно что выгоднее всего вывозить именно качественный лом и повышать маржу за счет более высокой цены, таким образом последний приказ предположительно создает условия для «вымывания» качественного лома, столь необходимого металлургической промышленности страны.
Иная ситуация по калининградскому рынку. Из этого анклава вывезти лом, иначе как на экспорт просто некуда. На Северо-Западе России крупных потребителей металлолома, готовых брать материал сотнями тысяч тонн просто нет. Ближайший металлургический комбинат – Северсталь за последние годы столь существенно сократил свои потребности в ломе чермета, что навряд ли нуждается в калининградском материале.
Экономически обоснованным объемом ломосбора можно считать цифру не менее 200 тыс. тонн в год для Калининградской области, и надо понимать, что весь этот ломосбор пойдет на экспорт. Калининградские переработчики лома отнюдь не «купаются в деньгах» — регион окружен недружественными государствами и для вывоза лома приходится искать суда, владельцы которых готовы принять на себя риск санкций, но это отражается на стоимости фрахта. Малые объемы лома по квотам и дорогой фрахт опять же малых судов существенным образом снижает маржу переработчиков лома. С учетом того, что по федеральному законодательству, металлолом не подлежит захоронению, а должен перерабатываться, снижение квот на Калининград потенциально, по авторскому мнению, может еще и способствовать нарушениям экологического законодательства, собственники и рады были бы продать, но если нет квот – то и продать некому.
Квота по Самарской области незначительно уменьшилась, но с учетом того, что вывоз лома через южные порты чреват военными рисками и не самым дешевым фрахтом, а заводы Поволжья и Юга России потребность в нем ни разу не снижают, например ДЭМЗ и РЭМЗ везут лом из Московского региона, целесообразность поддержания такой квоты по весьма конкурентному региону с точки зрения потребителей вызывает вопросы.